Резной костяной крест поступил в Радищевский музей в составе коллекции А.П. Боголюбова в 1885 году. Алексей Петрович Боголюбов, известный пейзажист и общественный деятель, основал первый провинциальный художественный музей в России, в Саратове. Город считался родиной его знаменитого деда — Александра Николаевича Радищева, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву».
В музей Боголюбовым были переданы произведения отечественных и зарубежных художников, собиравшиеся им на протяжении долгих лет. В их числе были и памятники религиозного характера, которые чаще всего имели для основателя мемориальное значение. К сожалению, история происхождения резного костяного креста неизвестна — художник целенаправленно собирал редкости для своего музея задолго до его открытия.
Наперсный крест саратовского музея украшен с обеих сторон высеченными композициями праздничного цикла. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи годовых церковных торжественных событий, связанных с евангельской историей и историей Церкви. Название «двунадесятые» пошло от славянского количественного числительного «двенадцать».
На лицевой стороне креста представлены следующие сюжеты, отмечаемые в православном календаре: «Благовещение», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение — Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Пресвятой Богородицы». На другой стороне — «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Сошествие Святого Духа». Композиции заключены в гладкие обрамления, внутри которых вверху, над слабо выраженными килевидными — полукруглыми — завершениями, расположены сопроводительные надписи.
Особенностью формы произведения можно считать наличие в верхней и нижней его частях незначительных выступов, не соотнесенных с расположением клейм. Сюжетные сцены отличаются плотной компоновкой и обобщенной трактовкой фигур святых, что обусловлено миниатюрностью резьбы. Высокий уровень исполнения свидетельствует о профессионализме мастера и предположительно указывает на московскую школу.
В музей Боголюбовым были переданы произведения отечественных и зарубежных художников, собиравшиеся им на протяжении долгих лет. В их числе были и памятники религиозного характера, которые чаще всего имели для основателя мемориальное значение. К сожалению, история происхождения резного костяного креста неизвестна — художник целенаправленно собирал редкости для своего музея задолго до его открытия.
Наперсный крест саратовского музея украшен с обеих сторон высеченными композициями праздничного цикла. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи годовых церковных торжественных событий, связанных с евангельской историей и историей Церкви. Название «двунадесятые» пошло от славянского количественного числительного «двенадцать».
На лицевой стороне креста представлены следующие сюжеты, отмечаемые в православном календаре: «Благовещение», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение — Сошествие во ад», «Вознесение», «Успение Пресвятой Богородицы». На другой стороне — «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Сошествие Святого Духа». Композиции заключены в гладкие обрамления, внутри которых вверху, над слабо выраженными килевидными — полукруглыми — завершениями, расположены сопроводительные надписи.
Подобный тип резных изделий появился в русском декоративно-прикладном искусстве в середине XV века. Расположение и иконография композиций креста представляют собой упрощенный вариант византийской схемы, перенесенной на московскую почву.
Особенностью формы произведения можно считать наличие в верхней и нижней его частях незначительных выступов, не соотнесенных с расположением клейм. Сюжетные сцены отличаются плотной компоновкой и обобщенной трактовкой фигур святых, что обусловлено миниатюрностью резьбы. Высокий уровень исполнения свидетельствует о профессионализме мастера и предположительно указывает на московскую школу.