С середины XVI века почитание образов отечественных святых получило широкое распространение. Изменилась композиция иконостасов — алтарных перегородок, состоящих из нескольких рядов образов и призванных отделять главное пространство церкви, где происходят таинства, от общего, где стоят прихожане. В состав иконостаса стали входить изображения не только церковных, но и светских деятелей русской истории.
Наряду с общепризнанными и повсеместно уважаемыми святыми, в каждой местности почитались и свои собственные, особо любимые. Нередко это были князья, прославившиеся государственными и богоугодными делами, ратными подвигами или преждевременной печальной кончиной.
Первыми такими святыми стали Борис и Глеб — сыновья великого князя Владимира Святославича, при котором в 988 году произошло крещение Руси. После смерти их отца началась жесткая и кровопролитная борьба за земли и престол. Борис и Глеб, имея возможность захватить власть силой, отказались поднимать руку на родственников. А вот их сводный брат Святополк не побрезговал и злодейски убил князей. Те приняли смерть со смирением и истинно христианской кротостью.
Образ благоверного князя Бориса из коллекции музея, созданный неизвестным иконописцем XVI века, по всей видимости, входил в состав деисусного чина высокого иконостаса. Деисусным называют главный ряд образов в храме. Скорее всего, в пару ему была написана и икона святого князя Глеба, которая не сохранилась. Об этом говорит характер фигуры изображенного — разворот в три четверти — с руками, простертыми в традиционном молении. Чаще всего образы святых братьев писались вместе.
Святой князь Борис представлен в полный рост. Он облачен в длинную тунику-далматику с изысканным орнаментом и нарядный плащ с откидными рукавами, его голову венчает отороченная мехом шапка.
Колорит иконы построен на звучных ярких красках, в то же время он отличается мягкостью цветовых переходов. Фигура святого, выполненная в синих, зеленых, красно-оранжевых тонах, четким силуэтом выделяется на светлом фоне. Лик его сосредоточен, а взор строг и печален.
Художник стремился подчеркнуть особую кротость натуры Бориса, иллюстрируя тем самым идею жертвенности.
Наряду с общепризнанными и повсеместно уважаемыми святыми, в каждой местности почитались и свои собственные, особо любимые. Нередко это были князья, прославившиеся государственными и богоугодными делами, ратными подвигами или преждевременной печальной кончиной.
Первыми такими святыми стали Борис и Глеб — сыновья великого князя Владимира Святославича, при котором в 988 году произошло крещение Руси. После смерти их отца началась жесткая и кровопролитная борьба за земли и престол. Борис и Глеб, имея возможность захватить власть силой, отказались поднимать руку на родственников. А вот их сводный брат Святополк не побрезговал и злодейски убил князей. Те приняли смерть со смирением и истинно христианской кротостью.
Князья-страстотерпцы Борис и Глеб — в святом крещении Роман и Давид — стали первыми отечественными святыми, канонизованными как Русской, так и Константинопольской Церковью. Относительно даты, когда их причислили к лику святых, историки до сих пор не пришли к единому мнению. Называются варианты от 1020 года до 1115-го.
Образ благоверного князя Бориса из коллекции музея, созданный неизвестным иконописцем XVI века, по всей видимости, входил в состав деисусного чина высокого иконостаса. Деисусным называют главный ряд образов в храме. Скорее всего, в пару ему была написана и икона святого князя Глеба, которая не сохранилась. Об этом говорит характер фигуры изображенного — разворот в три четверти — с руками, простертыми в традиционном молении. Чаще всего образы святых братьев писались вместе.
Святой князь Борис представлен в полный рост. Он облачен в длинную тунику-далматику с изысканным орнаментом и нарядный плащ с откидными рукавами, его голову венчает отороченная мехом шапка.
Колорит иконы построен на звучных ярких красках, в то же время он отличается мягкостью цветовых переходов. Фигура святого, выполненная в синих, зеленых, красно-оранжевых тонах, четким силуэтом выделяется на светлом фоне. Лик его сосредоточен, а взор строг и печален.
Художник стремился подчеркнуть особую кротость натуры Бориса, иллюстрируя тем самым идею жертвенности.