Наличник оконный — архитектурная деталь, предназначенная для обрамления оконного проема. Конструктивное значение наличника заключается в том, чтобы закрыть щель между стеной и оконной коробкой.
История появления наличников ведет свое начало с XV века. Однако особого расцвета эта традиция достигла во второй половине XIX века. Помимо своей утилитарной функции — защищать окна от сквозняков и осадков, наличники в старину имели еще одно предназначение — оберега. Деревянные наличники обильно украшали прорезной или рельефной резьбой с самым разным рисунком: геометрическими формами (ромб, треугольник, линия, круг), изображением цветов, деревьев, животных.
В оформлении окна дома складывалась своеобразная символичная картина мира. В верхней части — небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а «верхнее» — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ плодородия и живительной влаги — изображалась как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна и изображалась в виде капель. Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Люди отражали в домовой резьбе картину мироздания, «зашифровывали» в ней моления высшим силам. Но с течением времени резные кружева утратили свой магический смысл, превратившись в декор. И уже в XIX столетии резчики не задумывались о магических свойствах деревянных завитушек. Мастера попросту повторяли орнаменты, которые вырезали их деды и прадеды.
В последнюю треть XIX века мастеров по резьбе из дерева
в России стало очень много: резчиками стали специалисты по топорной
работе, занимавшиеся ранее украшением волжских расшив (судов). С появлением
пароходов деревянные суда были вытеснены с реки, и высококлассные
мастера нашли себя в новом деле. В России наступила тридцатилетняя
эпоха резных наличников.