Дата основания старейшего в России пароходного общества «По Волге» запечатлена на центральном фигурном элементе корпуса этих часов, обрамляющем циферблат, — 1843 год. Существовало оно в России вплоть до 1918 года. Начав свою деятельность с грузоперевозок, в конечном итоге общество сделало ставку в основном на перевозку пассажиров.
Пароходы общества всегда можно было узнать по ряду отличительных особенностей — выкрашенным в черный цвет корпусу и дымовой трубе, контрастировавшим с белизной палубных надстроек, а также по золоченой шестилучевой звезде, располагавшейся на борту возле гребного колеса.
Все эти отличительные признаки присутствуют и на модели парохода «Император», венчающей часы. Они в мельчайших деталях воспроизводят один из самых известных пароходов компании, ходивших по Волге до 1915 года. Пароход скользит по поверхности «воды», которую имитирует толстое стекло с декоративным скосом и выкрашенной в голубой цвет нижней поверхностью. Прямоугольный корпус из черного мрамора служит постаментом для модели. Ступенчатый постамент часов покоится на восьми фигурных металлических ножках, его углы декорированы литыми накладками из растительного орнамента. Вертикальные стенки постамента украшают четыре серебряные пластинки с гравировкой. На пластинках передней части часов выгравированы изображения с живописных оригиналов. Торцевые пластинки содержат тексты с перечнями правлений и агентств (слева) и названий пароходов (справа).
Первоначально этот пароход был построен в Англии в 1859 году, несколько раз за свою историю был перестроен и модернизирован на заводе в Нижнем Новгороде. Относился к разряду самых распространенных товаро-пассажирских судов. Названия пароходам в компании принято было давать титульные, начиная от самых высших: «Царица», «Император», «Императрица», затем пониже рангом: «Князь», «Графиня». Имелись и более демократичные, например «Гражданка», и уж совсем попросту — «Крестьянка». Хотя внешних отличий между судами почти не наблюдалось.