В центре кузницы обычно был устроен горн, а рядом с ним поставлена наковальня, на которой производили кузнечные работы. Незаменимые инструменты кузнеца — это кузнечные меха, с помощью которых раздували огонь, а также молот, наковальня, клещи, тиски. В качестве материала использовали различные сорта железа, сталь, иногда листовую медь.
Наковальня, представленная в музее, изготовлена в конце ХIХ — первой половине ХХ века. Это самый важный инструмент, позволяющий выполнять различные кузнечные работы, связанные с холодной и горячей ковкой металла. Наковальни подразделяют на безрогие, однорогие и двурогие. Рогом называется выступ на боковой части инструмента. Его форма различна в зависимости от назначения. У однорогих моделей он конусообразный, используется в формировании изгибов металла и раскатке закругленных частей. Второй рог применяется в загибании изделий на углы меньше нормального и делается в форме усеченного конуса, а противоположная плоская часть (хвост) — для гибки под прямым углом.
Верхняя поверхность наковальни называется наличником или лицом, а нижняя — основанием. Верхняя часть и наличник должны быть закалены и отшлифованы, не иметь трещин и вмятин, иначе на горячей заготовке могут оставаться следы. На лицевой поверхности наковальни имеется квадратное сквозное отверстие для установки инструмента и приспособлений.
Первые наковальни были сделаны из камня или каменной плиты. Затем появились металлические наковальни, они были сделаны из бронзы, потом сварочного железа и, наконец, стали, которая используется и сегодня.
Если вы когда-нибудь видели кузнецов за работой, то, наверное, замечали, что большинство после нескольких ударов по металлу легонько прикасаются пару раз к шагу или лицу наковальни. У этого действия нет какой-то определенной цели. Кузнецы прикасаются к наковальне, чтобы дать отдохнуть руке или сохранить ритм, параллельно оценивая результат последних нескольких ударов. В первом случае — нахождение молота рядом с металлом — это просто удобное место. В этом положении молота расстояние до исходного минимальное. В последнем случае некоторые просто находят приятным продолжать стучать свой ритм, вместо того чтобы остановиться полностью, пока они исследуют заготовку. Они только прикасаются к наковальне, вместо того чтобы ударить по ней, сохраняя таким образом энергию.