Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Как в старину люди в кремле жили…»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Наконечник ремня

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
0,4x1,5x5 см
Техника
бронза; литье, ковка
0
Открыть в приложении
#2

В культурном слое Тульского кремля, в районе колокольни Успенского собора, было найдено множество предметов позднего Средневековья — в частности, детали одежды, вещи из стекла и кожи. Хорошо сохранились разных форм и размеров пряжки из черного и цветного металлов, украшенные наконечники ремня из медного сплава и элементы различных поясов.

Пояс имел большое значение в древнерусском костюме. Технически он служил для сохранения тепла в распашной одежде и ее фиксации. Штаны имели дополнительную поддержку, гашник — шнур, продетый в их верхнюю часть, как теперь резинка. Тяжелую верхнюю одежду подпоясывали широким ременным поясом с фигурными металлическими пряжками.

Пояс был показателем статуса владельца, регалией определенной должности. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы и князья носили драгоценные золотые пояса. Согласно документам иноземцы называли членов новгородского Совета господ — высших магистратов этой феодальной республики — «золотыми поясами».

В духовных грамотах-завещаниях московских великих князей и царей не раз упоминаются эти фамильные драгоценности. У Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Ивана Красного — четыре, у Дмитрия Донского — восемь. Сыновья великих князей получали в наследство не только удел, но и драгоценности, среди которых обязательно был золотой пояс. Кража такого пояса могла стать поводом к феодальной войне.

И для простых, и для богатых людей пояс служил прототипом поясной сумки. К нему привешивали все необходимое: нож в ножнах, ложку в футляре, гребень, инструменты. К поясу крепили и кожаные мешочки, поскольку карманы в одежде стали появляться только в XVI–XVII веках. Сначала это были суконные или бархатные кишени, которые пристегивались к одежде, а потом появилась зепь — кожаная или холщовая сумочка.

Поясные коробочки делали из драгоценного металла и называли «капторга», а кожаную сумку — «калита» или «мошна». В духовной грамоте Дмитрия Донского упомянут «пояс золот с калитою». Название «калита» очень рано приобрело общее значение кошелька — так, уже в XIV веке Калитой был прозван бережливый московский князь.
#4
Наконечник ремня
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Наконечник ремня

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
0,4x1,5x5 см
Техника
бронза; литье, ковка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%