Найден в г. Новокузнецке на кромке правой береговой террасы р. Томи высотой 54 м. от уреза воды, напротив устья р. Абы (район Верхней Островской). Археологами была исследована площадь около 600 кв. м, на которой открыто 14 могил фоминской культуры, а также свидетельства проводимых поминальных обрядов. Ряд могил был утрачен в результате предыдущей хозяйственной деятельности. Площадь памятника была перекрыта отвалом из расположенного рядом глиняного карьера мощностью от 0,5 до 1,5 м. Уцелевшая часть могильника выявлена и раскопана полностью.
Усть-Абинский могильник является жемчужиной археологического наследия Кузнецкой земли. Инвентарь могильника представлен высокохудожественными изделиями из белой бронзы, которые отражают религиозные представления людей той эпохи, а именно — культ медведя и культ Митры (изображения всадников и водоплавающих птиц). Также в могильнике были найдены предметы из золота — золотая фольга, нашивки и серьги. Стоить отметить, что все вышеуказанные предметы, вероятнее всего, попали на территорию Кузнецкой земли с Предуралья в процессе меновой торговли.
Время появления памятника — вторая четверть I тысячелетия нашей эры, являющаяся финалом гунно-сарматской эпохи. Для многих степных и лесостепных регионов Евразии — весьма смутное время. Крах древних культур, запустение земель, резкая смена культурных традиций — все это заключено в емком термине «эпоха великого переселения народов». И хотя данный термин был введен для обозначения особого периода в истории Европы, он как нельзя более точно соответствует и характеристике этнокультурных катаклизмов первой половины I тысячелетия на самых отдаленных восточных окраинах евразийского степного пространства.
Бронзовые накладки-футляры для ножен представляют собой длинную литую, выгнутую по продольной оси пластину, один из ее концов (более узкий) скруглен. На кромках пластины, в верхней и средней частях, есть крепежные петли, скругленный кончик стянут плоской перемычкой. Вся декоративная композиция на накладках-футлярах построена по вертикали. Верхнюю, наиболее широкую часть накладки-футляра обычно занимает изображение всадника. Осевое деление композиции ниже уровня всадника, с геральдическим расположением пар птиц, в основе своей, вероятно, несет идею мирового дерева — один из важнейших мировоззренческих образов у многих народов. Всего в могильниках фоминской культуры найдено 11 экземпляров литых бронзовых накладок-футляров для ножен: с двумя ярусами птиц и всадником, с тремя ярусами птиц и всадником, с тремя ярусами птиц и треххвостым оленем, с двумя ярусами птиц и всадником на «крылатом» коне.
Усть-Абинский могильник является жемчужиной археологического наследия Кузнецкой земли. Инвентарь могильника представлен высокохудожественными изделиями из белой бронзы, которые отражают религиозные представления людей той эпохи, а именно — культ медведя и культ Митры (изображения всадников и водоплавающих птиц). Также в могильнике были найдены предметы из золота — золотая фольга, нашивки и серьги. Стоить отметить, что все вышеуказанные предметы, вероятнее всего, попали на территорию Кузнецкой земли с Предуралья в процессе меновой торговли.
Время появления памятника — вторая четверть I тысячелетия нашей эры, являющаяся финалом гунно-сарматской эпохи. Для многих степных и лесостепных регионов Евразии — весьма смутное время. Крах древних культур, запустение земель, резкая смена культурных традиций — все это заключено в емком термине «эпоха великого переселения народов». И хотя данный термин был введен для обозначения особого периода в истории Европы, он как нельзя более точно соответствует и характеристике этнокультурных катаклизмов первой половины I тысячелетия на самых отдаленных восточных окраинах евразийского степного пространства.
Бронзовые накладки-футляры для ножен представляют собой длинную литую, выгнутую по продольной оси пластину, один из ее концов (более узкий) скруглен. На кромках пластины, в верхней и средней частях, есть крепежные петли, скругленный кончик стянут плоской перемычкой. Вся декоративная композиция на накладках-футлярах построена по вертикали. Верхнюю, наиболее широкую часть накладки-футляра обычно занимает изображение всадника. Осевое деление композиции ниже уровня всадника, с геральдическим расположением пар птиц, в основе своей, вероятно, несет идею мирового дерева — один из важнейших мировоззренческих образов у многих народов. Всего в могильниках фоминской культуры найдено 11 экземпляров литых бронзовых накладок-футляров для ножен: с двумя ярусами птиц и всадником, с тремя ярусами птиц и всадником, с тремя ярусами птиц и треххвостым оленем, с двумя ярусами птиц и всадником на «крылатом» коне.