Нагрудные женские украшения входят в состав традиционного костюма обских угров. Их изготавливают из металлической проволоки, пуговиц, бисера, декорируют монетами. Такие украшения имеют еще и сакральный смысл: они защищают свою обладательницу от злых духов.
Нагрудник
Время создания
последняя четверть ХХ века
Место создания
Тюменская область
Размер
22x11,5x15 см
Техника
бисероплетение, вышивка
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#9
#2
Фотография из архива музея
Женские украшения обско-угорских народов — живое искусство, яркий элемент культуры.
Созданные умелыми руками мастериц бисерные работы восхищают многих.
Работа с бисером является неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси.
Вышивка и плетение относятся к наиболее распространенным промыслам среди коренных народов Севера.
#10
На территории Ханты-мансийского автономного округа — Югры это ремесло развито повсеместно, при этом у каждой локальной группы есть неповторимые приемы плетения и наборы бисерных изделий.
#4
Фотография из экспозиции музея
Существуют две основные техники работы с бисером: вышивка и плетение.
Чаще всего им украшают полосы из ткани, которые нашивают на одежду, пояса или обувь.
#11
В старину мастера использовали в работе нити из оленьих сухожилий, сейчас же их заменяют капроновой нитью или леской.
#5
Фотография из архива музея
#6
Художественную ценность изделия определяют его форма, сложность плетения и узор, а также техника мастера, величина и сорт бисера и подбор цветовой гаммы.
Декоративно-прикладным искусством традиционно занимались женщины. Еще в старину девочки учились шитью и плетению с ранних лет, наблюдая за тем, как работает мать. Если женщина выходила замуж за ханта из другого поселения, ей приходилось менять привычные техники шитья, поскольку костюмы и орнаменты жителей разных территорий отличались друг от друга примерно так же, как разные диалекты одного языка. По узорам на одежде можно было определить территориальную принадлежность семьи.
Декоративно-прикладным искусством традиционно занимались женщины. Еще в старину девочки учились шитью и плетению с ранних лет, наблюдая за тем, как работает мать. Если женщина выходила замуж за ханта из другого поселения, ей приходилось менять привычные техники шитья, поскольку костюмы и орнаменты жителей разных территорий отличались друг от друга примерно так же, как разные диалекты одного языка. По узорам на одежде можно было определить территориальную принадлежность семьи.
#7
фотография из экспозиции музея
Использовать бисер обские угры начали с XVII века, когда наладилась связь северных земель с другими территориями.
Тогда ханты начали менять ценные породы рыб, пушнину, редкие виды полезных растений (дикоросов) у купцов на бисер, сукно, нитки, ткани.
#12
Мастера декоративно-прикладного искусства быстро адаптировались к новым материалам, и бисером стали вышивать традиционные северные орнаменты на одежде и обуви.
#8
Фотография из экспозиции музея
В XIX–XX веках ханты изготавливали украшения, которые носили на шее или вплетали в косы, например, нагрудники, а еще пояса.
В конце XX столетия из бисера стали плести браслеты, медальоны и даже перстни.
#13
В наши дни появилось много новых предметов, которые декорируют таким образом, например, заколки для волос, кошельки, сумки.
Нагрудные украшения в хантыйском языке имеют свои названия «мевл сак», «мевлопас», «турлопс» (груди бисер, груди хранитель). Украшения делятся на две группы: декоративные (небольшие украшения, без священных орнаментов) и ритуальные (выполняют защитную функцию: охраняют сердце и внутренние органы от злых духов). Длина такого украшения может доходить до пояса, вес — до нескольких килограммов. И такое украшение надевают только во время ритуалов или по особо торжественным случаям.
Нагрудные украшения в хантыйском языке имеют свои названия «мевл сак», «мевлопас», «турлопс» (груди бисер, груди хранитель). Украшения делятся на две группы: декоративные (небольшие украшения, без священных орнаментов) и ритуальные (выполняют защитную функцию: охраняют сердце и внутренние органы от злых духов). Длина такого украшения может доходить до пояса, вес — до нескольких килограммов. И такое украшение надевают только во время ритуалов или по особо торжественным случаям.
читать дальшескрыть
Нагрудник
Время создания
последняя четверть ХХ века
Место создания
Тюменская область
Размер
22x11,5x15 см
Техника
бисероплетение, вышивка
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться