«Набережная Мойки, 12» — таков последний адрес, по которому проживал Александр Сергеевич Пушкин, и название первой из книг о поэте писателя-пушкиниста Арнольда Ильича Гессена.
За годы работы в периодических изданиях Гессен заслужил репутацию талантливого журналиста, однако настоящую известность ему принесли книги, посвященные людям пушкинского круга и, в первую очередь, самому поэту.
15 октября 1900 года в Царском Селе состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Редакция газеты «Россия» поручила осветить это событие начинающему журналисту Арнольду Гессену. Сам он впоследствии невысоко оценивал свой первый опыт, но этот очерк стал первым шагом писателя в пушкинистику, а событие подарило встречу с сыном поэта — Александром Александровичем Пушкиным.
Другая знаменательная встреча произошла на заседании Географического общества. Там Гессен познакомился с ученым-океанографом Юлием Михайловичем Шокальским, знакомым младшего сына Пушкина, русского офицера Григория Александровича. Кроме того, мать Шокальского, Екатерина Ермолаевна, оказалась дочерью близкой знакомой поэта Анны Петровны Керн.
Погрузиться в атмосферу жизни и творчества классика помогла Гессену и поездка летом 1932 года в Псковскую область. Там он посетил усадьбы Михайловское и Тригорское. Первая принадлежала прадеду поэта Абраму Петровичу Ганнибалу, вторая — хорошему знакомому Пушкина Алексею Николаевичу Вульфу.
Решающим стало посещение последней квартиры поэта в Ленинграде. После этого Арнольд Ильич прицельно занялся изучением пушкинских архивов.
Книга «Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А.С. Пушкина» была написана по просьбе редактора «Детской литературы» и опубликована в 1961 году.
Знакомя читателя с экспонатами мемориального музея, автор рассказывает о последних годах жизни Александра Пушкина, истоках его поздних произведений, предпосылках и обстоятельствах дуэли и трагической гибели, отношениях со светским петербургским обществом и о переживании народом смерти поэта как национального горя.
Живые подробности и яркий язык повествования смогли увлечь аудиторию школьников, помочь им открыть для себя наследие русского классика. За первые же три года книга выдержала три переиздания.
За годы работы в периодических изданиях Гессен заслужил репутацию талантливого журналиста, однако настоящую известность ему принесли книги, посвященные людям пушкинского круга и, в первую очередь, самому поэту.
15 октября 1900 года в Царском Селе состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Редакция газеты «Россия» поручила осветить это событие начинающему журналисту Арнольду Гессену. Сам он впоследствии невысоко оценивал свой первый опыт, но этот очерк стал первым шагом писателя в пушкинистику, а событие подарило встречу с сыном поэта — Александром Александровичем Пушкиным.
Другая знаменательная встреча произошла на заседании Географического общества. Там Гессен познакомился с ученым-океанографом Юлием Михайловичем Шокальским, знакомым младшего сына Пушкина, русского офицера Григория Александровича. Кроме того, мать Шокальского, Екатерина Ермолаевна, оказалась дочерью близкой знакомой поэта Анны Петровны Керн.
Погрузиться в атмосферу жизни и творчества классика помогла Гессену и поездка летом 1932 года в Псковскую область. Там он посетил усадьбы Михайловское и Тригорское. Первая принадлежала прадеду поэта Абраму Петровичу Ганнибалу, вторая — хорошему знакомому Пушкина Алексею Николаевичу Вульфу.
Решающим стало посещение последней квартиры поэта в Ленинграде. После этого Арнольд Ильич прицельно занялся изучением пушкинских архивов.
Книга «Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А.С. Пушкина» была написана по просьбе редактора «Детской литературы» и опубликована в 1961 году.
Знакомя читателя с экспонатами мемориального музея, автор рассказывает о последних годах жизни Александра Пушкина, истоках его поздних произведений, предпосылках и обстоятельствах дуэли и трагической гибели, отношениях со светским петербургским обществом и о переживании народом смерти поэта как национального горя.
Живые подробности и яркий язык повествования смогли увлечь аудиторию школьников, помочь им открыть для себя наследие русского классика. За первые же три года книга выдержала три переиздания.