Музыканты
Музыка в театре Кабуки является одной из важнейших составных частей жанра. Она сопровождает представление с момента открытия занавеса и продолжается в течение всей пьесы. Она умолкает лишь тогда, когда пауза помогает создать более сильное впечатление. Именно музыка создаёт ту атмосферу погружения в пьесу для зрителей.
Существует два вида музыкального сопровождения в постановках пьес театра Кабуки. «Гэдза онгаку» применяется для создания шумовых, музыкальных эффектов, исполняется за специальной ширмой из бамбуковых палочек с просветами, которая скрывает музыкантов от зрителей.
«Дэгатари» — музыка, которая участвует непосредственно в актерской игре и исполняется на сцене.
Инструменты гэдза онгаку подражают пению птиц,
кваканью лягушек, раскатам грома и т. п. Так, например, с помощью ударов
барабанных палочек в большой барабан создается впечатление стука дождя,
завывания ветра, плеска воды, падающего снега и пр. Такого рода
«звукоподражание» — уникальный прием, присущий только театру кабуки.
Но стоит отметить, что эти звуки редко похожи на
реальные. Их целью является создание нужной атмосферы на сцене и в зрительном
зале. Особенно это очевидно в моменты, когда с помощью звуков дается понять,
что наступает напряженная, необычная сцена.
В Кабуки используются только японские
национальные музыкальные инструменты. К ним относятся: флейты и барабаны разных
размеров, сямисэны, а иногда в оркестр театра Кабуки добавляется кото (древняя
цитра — струнный национальный музыкальный инструмент продолговатой формы).
Помимо музыкантов «дэгатари» на сцене ещё присутствуют сказители «гидаю»,
которые нараспев зачитывают текст «от автора», комментируют некоторые сцены и
появление актёров.
Все эти искусства: звукоподражание «гэдза онгаку», музыкальное сопровождение «дэгатари» и сказители «гидаю», как и актёрское мастерство, относятся к числу элитарных, где знания, навыки и традиции бережно охраняются и передаются в рамках династий.
Музыканты
