Наркас-юх (он же нарс-юх) — традиционный пятиструнный щипковый музыкальный инструмент у народа ханты. В переводе с хантыйского «нарс-юх» — «играющее дерево».
Продолговатый корпус инструмента по форме напоминает лодку, но хантыйские мастера говорят, что нарс-юх по очертаниям похож на тело человека.
Инструмент имеет долбленый или клеевой корпус с верхними и нижними деками или с верхней резонаторной декой. При выдалбливании используют цельную еловую или кедровую плаху.
С правой стороны в верхней деке под струнами, пропилено отверстие — голосник. С левой стороны струны крепятся за гвоздь или металлический стержень, завершающий корпус традиционного инструмента.
Современные мастера имеют возможность натягивать металлические струны, а на старинных инструментах сохранились оленьи жильные струны, закрепленные на деревянных колках. Профессиональные музыканты используют гитарные струны, но и сейчас в непрофессиональной среде струны нередко делаются из подручного материала — используются провода, размотанные тросы.
К наркас-юху у хантов и манси отношение самое почтительное: перед тем как перенести инструмент в другое место, его покрывают платком, выносят из дома «головой» вперед. Шаманы никогда не продавали нарс-юх: считалось, что вместе с инструментом продашь и душу.
Нарс-юх нередко упоминается в литературных произведениях. В одном из мансийских сказаний бог войны Хонт-Торум попадает в плен. С помощью санквылтапа (так манси называют нарс-юх) он усыпляет стражей и убегает, попросив мышь поиграть за него. Проснувшиеся враги обнаруживают вместо пленника играющую на санквылтапе мышь.
При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нем двумя руками: одной защипывают струны, другой приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. В старину на нарс-юхе играли только мужчины: под него исполняли героические песни о подвигах богатырей, былины, танцы на медвежьем празднике. Сегодня инструмент осваивают и женщины.