Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку ««Маленькое» искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мужчина и дама в сопровождении шута

Время создания
1508
Техника
Гравюра
Коллекция
Собрание Татьяны Македонской, Москва
2
Открыть в приложении
#1
Лукас ван Лейден (Лука Лейденский)
Мужчина и дама в сопровождении шута
#2
Первый историк нидерландского искусства Карел ван Мандер сообщает: «Из многих даровитых мастеров живописи, уже с юных лет приобретших известность… я не знаю никого, кто бы мог по природным способностям сравниться с нашим Лукой Лейденским, который был как бы уже рожден живописцем и гравером с кистью и резцом в руках… Можно сказать, что он был всеобъемлющим, то есть искусным и сведущим во всем, что имеет связь с живописью, так как он писал и масляными и клеевыми красками исторические картины, портреты, натюрморты, пейзажи и фигуры и, сверх того, с самого детства занимался живописью по стеклу и гравированием на меди…»
Лука Лейденский, Автопортрет
#3
Лукас ван Лейден или, в русской традиции, Лука Лейденский, был первым нидерландским художником, который еще при жизни, в первой трети XVI века, получил европейскую известность и признание. Большинство его произведений — это печатная графика, созданная, главным образом, в технике резцовой гравюры на меди. На выставке представлена одна из самых ранних его работ, которую он выполнил в 14 лет в качестве гравера. То есть Лукас ван Лейден перенес на медную пластину композицию другого художника. 
#9
Делали это с помощью стального резца — штихеля. Затем гравированная пластина покрывалась специальной краской и очищалась так, чтобы краска осталась только в углублениях, нанесенных резцом. После этого гравер помещал пластину на бумажный лист, и под мощным прессом рисунок переносился с меди на бумагу. Такая техника позволяла сделать большое количество оттисков. Печатные гравюры были доступны гораздо большему числу людей, чем живописные полотна, поэтому популярность их была чрезвычайной.
#8
Некоторые исследователи ставят под сомнение дату рождения Луки Лейденского, считая, что он не мог создавать настолько профессиональные гравюры, как эта, в 16 лет, но если учесть, что его учителем был отец, то юный возраст гравера не кажется таким уж неправдоподобным. 
#10
Штрих его бесконечно разнообразен. Благодаря такому штрихованию Лука Лейденский передает и ощущение объема, и разнообразие фактур.
#5
Гравюра называется «Мужчина с факелом и дама в сопровождении шута». На то, что за дамой следует шут, или, как их иначе называли, глупец, указывает маротта — жезл с шутовской головой на конце, который дал также название кукле-марионетке. Шуты при аристократических домах уже в XV веке носили особый наряд — колпак с ослиными ушами и узкие панталоны из тканей контрастных цветов. Но это не было обязательным требованием, и часто они одевались в обыкновенный костюм прислуги, ведь кроме обязанностей развлекать хозяина шуты часто выполняли всевозможные поручения, а порой исполняли при господине роль советника. На принадлежность мужчины справа к шутовской профессии может указать также зубчатый петушиный гребень на головном уборе. 
#6
Молодая дама принадлежит к высшему обществу и по критериям своей эпохи она безусловная красавица. У нее высокий выщипанный лоб, очень тонкие, также выщипанные, брови и большие выпуклые глаза. Маленькая грудь, худоба и S-образный изгиб фигуры также считались обязательными условиями женской красоты. Особенно ценился выступающий животик, для чего под юбки подкладывали простеганные подушечки — босы. Модный силуэт аристократки подчеркивает длинный шлейф.
#7
Молодой мужчина одной рукой обнимает даму за талию, другой несет зажженный факел. В этом случае факел, по всей видимости, символизирует любовь и плодовитость. Завязанный узлом пояс на платье дамы, видимо, указывает на добродетельность его хозяйки. Опираясь на эти символы, мы можем предположить, что рисунок представляет молодых супругов в сопровождении придворного шута и, возможно, являет собой свадебный подарок.
читать дальшескрыть

Мужчина и дама в сопровождении шута

Время создания
1508
Техника
Гравюра
Коллекция
Собрание Татьяны Македонской, Москва
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%