#5
#2
Свои первые серьезные произведения нидерландский гравер и живописец Лукас ван Лейден начал создавать в 14 лет, некоторые исследователи даже сомневаются в дате рождения мастера — листы 1508 года сделаны очень профессионально.
В детстве Лукас учился у своего отца Хьюго Якобса, затем перешел к рисовальщику и живописцу Корнелису Энгелбрехтсену. Первую гравюру Лукас сделал в девять лет, а первую картину продал в 12 за дюжину золотых флоринов — покупатель заплатил по одному за каждый год жизни художника.
В детстве Лукас учился у своего отца Хьюго Якобса, затем перешел к рисовальщику и живописцу Корнелису Энгелбрехтсену. Первую гравюру Лукас сделал в девять лет, а первую картину продал в 12 за дюжину золотых флоринов — покупатель заплатил по одному за каждый год жизни художника.
#10
Гравюры Лукаса ван Лейдена
#9
Ван Лейден долгое время гравировал преимущественно резцом на меди и отлично владел штрихом. Его гравюры наполнены тактильными ощущениями: с помощью плавных, прерывистых, последовательных линий он умел передавать фактуру ткани и дерева. По разнообразию штриха и эффектам светотени на медных досках ван Лейден превосходил одного из лучших граверов — Альбрехта Дюрера. Дюрер лично познакомился с ван Лейденом в Антверпене в 1521 году и тепло отзывался о нем.
#4
«Танец Марии Магдалины». Лукас ван Лейден. Графика, 1519. Источник: commons.wikimedia.org
Позже Лукас работал в офорте и ксилографии, создавая яркие, живые, насыщенные движением и воздухом листы. Он с легкостью сочетал жанровые сцены между собой и с историческими сюжетами — например, как на гравюре 1519 года «Танец Магдалины».
#6
К 1530 году, в поздний период творчества, художник увлекся итальянским маньеризмом — течением, последователи которого отказались от прямых, ясных и взвешенных средств выражения. Для него характерны яркие цвета, изломанные линии, напряженные позы, удлиненные лица и фигуры, подчеркнутый эротизм и перегруженная композиция. При этом нидерландский маньеризм оставался во многом вторичным — художники-романисты брали в пример учеников школы Рафаэля. Но ван Лейден нашел собственный путь. Лукас оставил свой ранний стиль, и в его гравюры пришли манерные обнаженные тела античных героев и богов.
Гравюру «Марс и Венера» Лукас ван Лейден выполнил в горизонтальном формате в резце.
Гравюру «Марс и Венера» Лукас ван Лейден выполнил в горизонтальном формате в резце.
По сюжету — богиня любви и красоты Венера усмиряет и разоружает бога войны Марса, ей помогает бросивший свой лук Купидон. Их действия показывают борьбу чувственности с воинственностью и жестокостью. Меч разрубает гравюру надвое — персонажи только начали спорить, и неизвестно, кто одержит верх. Изображение передано однородными по глубине и одинаковыми по длине линиями.
#7
«Молочница». Лукас ван Лейден. Графика, 1510. Источник: commons.wikimedia.org
До ухода в маньеризм ван Лейден был одним из первых, кто привнес во фламандскую графику чистую жанровую гравюру. Самая известная ранняя работа — «Молочница», выполненная в 1510 году. На гравюре совершенно бытовая сцена, полная мелких деталей и подробностей, вплоть до дыр на штанах пастуха.
#11
Живопись Лукаса ван Лейдена
#8
«Игра в шахматы». Лукас ван Лейден. Масло, 1508. Источник: commons.wikimedia.org
Кроме графики, ван Лейден создавал жанровые живописные картины, но они не были популярны. На полотне «Игра в шахматы» 1508 года видна единственная дошедшая до нас позиция в курьерских шахматах. Эти шахматы отличались размером доски — 8×12, короля в этой игре можно было снять с доски, а самой сильной фигурой считался курьер — современный слон.
#12
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Марс и Венера
Время создания
1530
Размер
18,9x24,4 см
Техника
бумага «Верже», резец
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться