Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мастера европейского искусства XV–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Марс и Венера

Время создания
1530
Размер
18,9x24,4 см
Техника
бумага «Верже», резец
2
Открыть в приложении
#5

Об авторе

#2
Свои первые серьезные произведения нидерландский гравер и живописец Лукас ван Лейден начал создавать в 14 лет, некоторые исследователи даже сомневаются в дате рождения мастера — листы 1508 года сделаны очень профессионально.

В детстве Лукас учился у своего отца Хьюго Якобса, затем перешел к рисовальщику и живописцу Корнелису Энгелбрехтсену. Первую гравюру Лукас сделал в девять лет, а первую картину продал в 12 за дюжину золотых флоринов — покупатель заплатил по одному за каждый год жизни художника.

#10

Гравюры Лукаса ван Лейдена

#9
Ван Лейден долгое время гравировал преимущественно резцом на меди и отлично владел штрихом. Его гравюры наполнены тактильными ощущениями: с помощью плавных, прерывистых, последовательных линий он умел передавать фактуру ткани и дерева. По разнообразию штриха и эффектам светотени на медных досках ван Лейден превосходил одного из лучших граверов — Альбрехта Дюрера. Дюрер лично познакомился с ван Лейденом в Антверпене в 1521 году и тепло отзывался о нем.
#4
«Танец Марии Магдалины». Лукас ван Лейден. Графика, 1519. Источник: commons.wikimedia.org
Позже Лукас работал в офорте и ксилографии, создавая яркие, живые, насыщенные движением и воздухом листы. Он с легкостью сочетал жанровые сцены между собой и с историческими сюжетами — например, как на гравюре 1519 года «Танец Магдалины».
#6
К 1530 году, в поздний период творчества, художник увлекся итальянским маньеризмом — течением, последователи которого отказались от прямых, ясных и взвешенных средств выражения. Для него характерны яркие цвета, изломанные линии, напряженные позы, удлиненные лица и фигуры, подчеркнутый эротизм и перегруженная композиция. При этом нидерландский маньеризм оставался во многом вторичным — художники-романисты брали в пример учеников школы Рафаэля. Но ван Лейден нашел собственный путь. Лукас оставил свой ранний стиль, и в его гравюры пришли манерные обнаженные тела античных героев и богов.

Гравюру «Марс и Венера» Лукас ван Лейден выполнил в горизонтальном формате в резце. 

По сюжету — богиня любви и красоты Венера усмиряет и разоружает бога войны Марса, ей помогает бросивший свой лук Купидон. Их действия показывают борьбу чувственности с воинственностью и жестокостью. Меч разрубает гравюру надвое — персонажи только начали спорить, и неизвестно, кто одержит верх. Изображение передано однородными по глубине и одинаковыми по длине линиями.
#7
«Молочница». Лукас ван Лейден. Графика, 1510. Источник: commons.wikimedia.org
До ухода в маньеризм ван Лейден был одним из первых, кто привнес во фламандскую графику чистую жанровую гравюру. Самая известная ранняя работа — «Молочница», выполненная в 1510 году. На гравюре совершенно бытовая сцена, полная мелких деталей и подробностей, вплоть до дыр на штанах пастуха.
#11

Живопись Лукаса ван Лейдена

#8
«Игра в шахматы». Лукас ван Лейден. Масло, 1508. Источник: commons.wikimedia.org
Кроме графики, ван Лейден создавал жанровые живописные картины, но они не были популярны. На полотне «Игра в шахматы» 1508 года видна единственная дошедшая до нас позиция в курьерских шахматах. Эти шахматы отличались размером доски — 8×12, короля в этой игре можно было снять с доски, а самой сильной фигурой считался курьер — современный слон.
#12
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Марс и Венера

Время создания
1530
Размер
18,9x24,4 см
Техника
бумага «Верже», резец
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%