Мужская одежда ингушей по форме и покрою похожа на одежду других народов Северного Кавказа. Основными элементами костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие.
Бешмет — плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Он был как повседневной, так и праздничной одеждой, разве что для будничного варианта брали более простые материалы. Бешмет носили мужчины и даже мальчики с 10-летнего возраста вплоть до старости.
Если горец отправлялся в гости, в мечеть или на сельские сходы, то поверх бешмета он надевал черкеску. Черкеска — вариант верхней одежды, это распашной однобортный кафтан без ворота, с открытым вырезом на груди и рукавами ниже локтя. Длина черкески не была определенной, но у ингушей она обычно спускалась ниже колен на несколько сантиметров. Передние борта и рукава изделия обшивали декоративным шнуром, по обеим сторонам груди нашивали газырницы (чехлы для гильз-газырей).
Название «черкеска» горская одежда получила от русских людей, которые впервые увидели ее на черкесах, хотя такой костюм носили почти все кавказцы, в том числе и ингуши. Обычно черкески шили из серой, черной, светло-серой или белой ткани. Чаще всего выбирали черный цвет, потому что нарядные светлые одежды могли позволить себе только состоятельные люди.
Черкеску носили всегда застегнутой, подпоясанной поясом из узкого ремня с металлической пряжкой и пластинками различной формы. На поясе обязательно размещали кинжал — его, как и шашку, украшали гравировкой и чернью. Ножны для оружия покрывали кожей и бархатом. С конца XIX века кинжал, как и газыри, из необходимого оружия превратился в обязательное украшение горского костюма.
Все эти особенности традиционной мужской одежды хорошо видны на примере куклы из коллекции музея. Ее создала Айна Инаркиева — известный художник-модельер, историк национального костюма.
Мастерица не один десяток лет посвятила воссозданию техники пошива старинных кавказских костюмов и аксессуаров к ним. Ее труд многие исследователи оценивают как огромный вклад в возрождение старинных национальных ремесел Ингушетии. Дело в том, что в 50–60-е годы ХХ века ингушский традиционный костюм практически исчез: из-за трагедии со сталинской депортацией 1944 года в Ингушетии не осталось ни мастеров, которые бы владели техникой шитья, ни самих старинных костюмов, потому что военные уничтожали предметы культуры.
Те немногие реликвии, которые ингуши взяли с собой во время депортации, семьи старались сохранять до последнего. Люди передавали друг другу свадебные наряды для торжественных случаев, и даже после реабилитации в 1957 году (вплоть до 90-х годов) практиковался обычай отдавать украшение новобрачным на прокат.
Сегодня мастерице приходится буквально заново воссоздавать национальную культуру, изучая не только технику шитья, но и архивные данные, старинные фотографии и редкие сохранившиеся артефакты.
Бешмет — плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Он был как повседневной, так и праздничной одеждой, разве что для будничного варианта брали более простые материалы. Бешмет носили мужчины и даже мальчики с 10-летнего возраста вплоть до старости.
Если горец отправлялся в гости, в мечеть или на сельские сходы, то поверх бешмета он надевал черкеску. Черкеска — вариант верхней одежды, это распашной однобортный кафтан без ворота, с открытым вырезом на груди и рукавами ниже локтя. Длина черкески не была определенной, но у ингушей она обычно спускалась ниже колен на несколько сантиметров. Передние борта и рукава изделия обшивали декоративным шнуром, по обеим сторонам груди нашивали газырницы (чехлы для гильз-газырей).
Название «черкеска» горская одежда получила от русских людей, которые впервые увидели ее на черкесах, хотя такой костюм носили почти все кавказцы, в том числе и ингуши. Обычно черкески шили из серой, черной, светло-серой или белой ткани. Чаще всего выбирали черный цвет, потому что нарядные светлые одежды могли позволить себе только состоятельные люди.
Черкеску носили всегда застегнутой, подпоясанной поясом из узкого ремня с металлической пряжкой и пластинками различной формы. На поясе обязательно размещали кинжал — его, как и шашку, украшали гравировкой и чернью. Ножны для оружия покрывали кожей и бархатом. С конца XIX века кинжал, как и газыри, из необходимого оружия превратился в обязательное украшение горского костюма.
Все эти особенности традиционной мужской одежды хорошо видны на примере куклы из коллекции музея. Ее создала Айна Инаркиева — известный художник-модельер, историк национального костюма.
Мастерица не один десяток лет посвятила воссозданию техники пошива старинных кавказских костюмов и аксессуаров к ним. Ее труд многие исследователи оценивают как огромный вклад в возрождение старинных национальных ремесел Ингушетии. Дело в том, что в 50–60-е годы ХХ века ингушский традиционный костюм практически исчез: из-за трагедии со сталинской депортацией 1944 года в Ингушетии не осталось ни мастеров, которые бы владели техникой шитья, ни самих старинных костюмов, потому что военные уничтожали предметы культуры.
Те немногие реликвии, которые ингуши взяли с собой во время депортации, семьи старались сохранять до последнего. Люди передавали друг другу свадебные наряды для торжественных случаев, и даже после реабилитации в 1957 году (вплоть до 90-х годов) практиковался обычай отдавать украшение новобрачным на прокат.
Сегодня мастерице приходится буквально заново воссоздавать национальную культуру, изучая не только технику шитья, но и архивные данные, старинные фотографии и редкие сохранившиеся артефакты.