В собрании музея хранится работа мастерицы декоративно-прикладного искусства Райшат Ахильговой. «Истинг» — это традиционный войлочный ковер с орнаментальным узором.
Такие ковры играли важную роль в культуре и быте ингушей. Их не использовали просто как предмет обихода: на полу лежали одноцветные войлочные ковры, а истинги с орнаментом вешали на стены или применяли в обрядах. Войлочные изделия с символами рода входили в состав приданого невесты. В день свадьбы перед вводом невестки в новый дом у порога клали войлок с веником — они обозначали пожелание изобильной жизни. В честь новорожденного ребенка дарили коврики с вышивками-оберегами. В день похорон тело больного выносили на войлочном ковре.
Орнаменты зачастую несли в себе символическую информацию, в том числе могли сообщать о горестях или радостях. Если люди в соседних аулах получали от гонца ковер с симметричным орнаментом, это означало счастье и благополучие. Когда происходили бедствия, орнамент делали асимметричным.
Процесс создания такого ковра довольно трудоемкий: шерсть промывают, сушат, расчесывают, а потом валяют вручную. Лучшей для истингов считалась шерсть со спины овцы — она чистая и длинная. Из готового войлока вырезали орнамент и окрашивали его в разные оттенки. После того как эти части высыхали, их подгоняли и сшивали ровными частыми стежками. Часто рисунки обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром.
Цвет ковра зависел от места его изготовления и от доступных в этой местности пигментов. В древние времена мастерицы использовали натуральные цвета шерсти — белый, серый, коричневый, черный. Позже войлоки стали красить. Из грецкого ореха получали табачный цвет, оранжевый вываривали из корней барбариса. В зависимости от времени кипячения из барбариса могли получать красный и коричневый пигменты. Мастерицы также использовали отвар коры дуба, зеленую скорлупу грецких орехов, шелуху лука и даже насекомых. Но уже во второй половине XIX века анилиновые красители постепенно вытеснили природные.
Сейчас в Республике Ингушетия всего несколько мастериц владеют этой технологией. Одной из них стала Райшат Ахильгова. Ее работы регулярно появляются на выставках в республике и за ее пределами. В коллекции художницы более 20 истингов различной формы, фактуры и цвета. Среди них есть ковры с родовыми орнаментами, воссозданными по старинным фотографиям семьи.
Такие ковры играли важную роль в культуре и быте ингушей. Их не использовали просто как предмет обихода: на полу лежали одноцветные войлочные ковры, а истинги с орнаментом вешали на стены или применяли в обрядах. Войлочные изделия с символами рода входили в состав приданого невесты. В день свадьбы перед вводом невестки в новый дом у порога клали войлок с веником — они обозначали пожелание изобильной жизни. В честь новорожденного ребенка дарили коврики с вышивками-оберегами. В день похорон тело больного выносили на войлочном ковре.
Орнаменты зачастую несли в себе символическую информацию, в том числе могли сообщать о горестях или радостях. Если люди в соседних аулах получали от гонца ковер с симметричным орнаментом, это означало счастье и благополучие. Когда происходили бедствия, орнамент делали асимметричным.
Процесс создания такого ковра довольно трудоемкий: шерсть промывают, сушат, расчесывают, а потом валяют вручную. Лучшей для истингов считалась шерсть со спины овцы — она чистая и длинная. Из готового войлока вырезали орнамент и окрашивали его в разные оттенки. После того как эти части высыхали, их подгоняли и сшивали ровными частыми стежками. Часто рисунки обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром.
Цвет ковра зависел от места его изготовления и от доступных в этой местности пигментов. В древние времена мастерицы использовали натуральные цвета шерсти — белый, серый, коричневый, черный. Позже войлоки стали красить. Из грецкого ореха получали табачный цвет, оранжевый вываривали из корней барбариса. В зависимости от времени кипячения из барбариса могли получать красный и коричневый пигменты. Мастерицы также использовали отвар коры дуба, зеленую скорлупу грецких орехов, шелуху лука и даже насекомых. Но уже во второй половине XIX века анилиновые красители постепенно вытеснили природные.
Сейчас в Республике Ингушетия всего несколько мастериц владеют этой технологией. Одной из них стала Райшат Ахильгова. Ее работы регулярно появляются на выставках в республике и за ее пределами. В коллекции художницы более 20 истингов различной формы, фактуры и цвета. Среди них есть ковры с родовыми орнаментами, воссозданными по старинным фотографиям семьи.