В Государственном историческом музее Южного Урала хранится башкирский муртай — сосуд-фляга для кумыса и других напитков. Он представляет собой кожаный кувшин грушевидной формы, к которому с помощью металлических колец и зажимов крепится ручка из конского волоса. Горло по верху укреплено полоской кожи, тулово надставлено широкой полосой кожи с боков и снизу. Муртай датируется второй половиной XIX века. Его передала музею Акиля Абакирова в 1958 году.
Одним из традиционных ремесел скотоводов Южного Урала было кожевенное производство и изготовление кожаной домашней утвари. Для кожаных сосудов применялись шкуры почти всех видов домашнего скота. Самый крупный сосуд вмещал несколько ведер. Его сшивали из шкуры туловища лошади и использовали для приготовления кумыса. Также нередко изготавливали различную тару из цельных шкур более мелких животных. Наиболее влагостойкими считались сосуды из верблюжьей шкуры, но из-за особенностей скотоводства на территориях Южного Урала самыми распространенными были фляги, подойники и кадки из кожи лошадей.
Муртай — сосуд, сделанный из кожи передних ног лошади — очень подходил для основного занятия башкир: полукочевого скотоводства, при котором сочетался кочевой образ жизни в теплое время года с проживанием зимой в постоянных селениях — аулах. Весной и летом скот находился на пастбищах, зимой большая его часть оставалась на тебеневке — так назывался способ выпаса, когда животные сами находили под снегом траву. У зауральских башкир полукочевой образ жизни сохранялся вплоть до 1930-х годов.
Коневодство играло ведущую роль в хозяйстве башкир. Много лошадей разводили потому, что эти животные служили не только средством передвижения: их мясо и молоко были главными продуктами питания, из шкур изготавливали одежду и посуду, из конского волоса изготовлялись веревки и нитки для шитья.
Для изготовления емкостей сырую кожу сшивали одним швом и набивали золой, чтобы придать ей желаемую форму. После того как кожа достаточно подсыхала, золу вытряхивали, а сосуд еще раз сушили на ветру. Затем заготовки отправляли в специальные коптильни и лишь после долгого копчения, когда кожа становилась твердой и переставала пропускать влагу, сосуд окончательно сшивали конским волосом. После изготовления емкости не сразу употребляли по назначению, а некоторое время использовали для хранения кислого молока — чтобы избавиться от запаха дыма.
Одним из традиционных ремесел скотоводов Южного Урала было кожевенное производство и изготовление кожаной домашней утвари. Для кожаных сосудов применялись шкуры почти всех видов домашнего скота. Самый крупный сосуд вмещал несколько ведер. Его сшивали из шкуры туловища лошади и использовали для приготовления кумыса. Также нередко изготавливали различную тару из цельных шкур более мелких животных. Наиболее влагостойкими считались сосуды из верблюжьей шкуры, но из-за особенностей скотоводства на территориях Южного Урала самыми распространенными были фляги, подойники и кадки из кожи лошадей.
Муртай — сосуд, сделанный из кожи передних ног лошади — очень подходил для основного занятия башкир: полукочевого скотоводства, при котором сочетался кочевой образ жизни в теплое время года с проживанием зимой в постоянных селениях — аулах. Весной и летом скот находился на пастбищах, зимой большая его часть оставалась на тебеневке — так назывался способ выпаса, когда животные сами находили под снегом траву. У зауральских башкир полукочевой образ жизни сохранялся вплоть до 1930-х годов.
Коневодство играло ведущую роль в хозяйстве башкир. Много лошадей разводили потому, что эти животные служили не только средством передвижения: их мясо и молоко были главными продуктами питания, из шкур изготавливали одежду и посуду, из конского волоса изготовлялись веревки и нитки для шитья.
Для изготовления емкостей сырую кожу сшивали одним швом и набивали золой, чтобы придать ей желаемую форму. После того как кожа достаточно подсыхала, золу вытряхивали, а сосуд еще раз сушили на ветру. Затем заготовки отправляли в специальные коптильни и лишь после долгого копчения, когда кожа становилась твердой и переставала пропускать влагу, сосуд окончательно сшивали конским волосом. После изготовления емкости не сразу употребляли по назначению, а некоторое время использовали для хранения кислого молока — чтобы избавиться от запаха дыма.