Мученики Кирик и Иулитта, со сценами жития
Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
71x57,5 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
#2
В центре иконы представлены святые Иулитта (Улита), знатная вдова из Иконии, и ее трехлетний сын Кирик — мученики, пострадавшие от гонений при императоре Диоклетиане. Они показаны в молении ко Христу, изображенному вверху слева, восседающем на облаках. Спаситель благословляет Кирика и Иулитту, укрепляя их в страданиях за веру.
За фигурами святых, среди архитектурных построек и гористого пейзажа помещены житийные сцены. Рассказ начинается в левом нижнем углу. Стоящая перед правителем Иулитта объявляет ему о своей вере, называя себя христианкой. Выше — мучение в котле с кипящей водой. Вместе со святыми изображен охраняющий их ангел. Справа внизу — гибель Кирика. Заплакавший при виде страданий матери ребенок отверг утешение и ласки правителя и также назвал себя христианином.
В России почитание мучеников Кирика и Иулитты получило особенное распространение в XVII веке, в это же время появляются их житийные образы. В последующие столетия популярность этих святых сохраняется: им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей. На развитие иконографии оказало влияние широкое распространение в народной среде духовных стихов, посвященных Кирику и Иулитте.
Стиль иконы отражает влияние барочной живописи. Некоторая упрощенность рисунка и неправильные пропорций фигур, а также резкость красочных сочетаний характерны для провинциальной живописи второй половины XVIII века. Икона была написана для вновь отстроенной Знаменской церкви в селе Пылеве, где сохранились и более ранние образы XVII века, представленные на выставке.
За фигурами святых, среди архитектурных построек и гористого пейзажа помещены житийные сцены. Рассказ начинается в левом нижнем углу. Стоящая перед правителем Иулитта объявляет ему о своей вере, называя себя христианкой. Выше — мучение в котле с кипящей водой. Вместе со святыми изображен охраняющий их ангел. Справа внизу — гибель Кирика. Заплакавший при виде страданий матери ребенок отверг утешение и ласки правителя и также назвал себя христианином.
Градоначальник в гневе сбросил его со ступеней помоста, и младенец умер, ударившись головой.
Согласно житию, видевшая смерть Кирика Иулитта возблагодарила Бога за то, что ее сын пострадал во имя Христа. Над этой сценой — слуги привязывают святых, облаченных в белые одежды, к столбу для новых истязаний. Выше находится фигура лежащей казненной Иулитты. Святой отрубили голову, а ее тело бросили без погребения за стенами города, который изображен справа вверху.
В России почитание мучеников Кирика и Иулитты получило особенное распространение в XVII веке, в это же время появляются их житийные образы. В последующие столетия популярность этих святых сохраняется: им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей. На развитие иконографии оказало влияние широкое распространение в народной среде духовных стихов, посвященных Кирику и Иулитте.
Стиль иконы отражает влияние барочной живописи. Некоторая упрощенность рисунка и неправильные пропорций фигур, а также резкость красочных сочетаний характерны для провинциальной живописи второй половины XVIII века. Икона была написана для вновь отстроенной Знаменской церкви в селе Пылеве, где сохранились и более ранние образы XVII века, представленные на выставке.
читать дальшескрыть
Мученики Кирик и Иулитта, со сценами жития
Время создания
вторая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
71x57,5 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться