Апостол Петр
Время создания
вторая четверть – середина XVI века, 1540-е годы (?)
Место создания
Новгород
Размер
134x52 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
#3
В 1971 году экспедиция музея посетила Сельцо-Карельское в Удомельском районе, где сохранились два храма — старый деревянный и новый каменный. Основание деревянной Воскресенской церкви восходит к середине XVI века, когда Сельцо впервые упоминается в писцовых книгах. В то время эти земли относились к владениям Великого Новгорода, а село принадлежало новгородскому Кириллову монастырю. С тех пор церковь неоднократно перестраивалась и украшалась новыми иконами.
В советское время деревянный храм оказался закрыт и разорен. Экспедиция музея нашла в нем лишь некоторые уцелевшие иконы, в их числе и редкое произведение XVI века — икону апостола Петра.
К моменту обнаружения памятник был уже непоправимо испорчен — отпилена часть доски с лицом святого. Найти этот фрагмент не удалось. Но даже в таком обезображенном виде найденная икона представляет большую ценность. Это часть иконостаса первого Воскресенского храма, построенного в Сельце до 1551 года.
В 1972 году настоятель расположенного в Сельце-Карельском нового каменного храма игумен Никон (Степанов) передал в дар музею еще две бесценные иконы этого времени — «Спас в силах» (представлена на выставке рядом с иконой «Апостол Петр») и «Воскресение Христово» (в постоянной экспозиции музея). Их отличает прекрасная сохранность.
Произведения были созданы новгородскими мастерами времени архиепископа Макария, ставшего затем московским митрополитом. Святитель Макарий сам был иконописцем и всячески способствовал развитию этого искусства.
В 1972 году настоятель расположенного в Сельце-Карельском нового каменного храма игумен Никон (Степанов) передал в дар музею еще две бесценные иконы этого времени — «Спас в силах» (представлена на выставке рядом с иконой «Апостол Петр») и «Воскресение Христово» (в постоянной экспозиции музея). Их отличает прекрасная сохранность.
Произведения были созданы новгородскими мастерами времени архиепископа Макария, ставшего затем московским митрополитом. Святитель Макарий сам был иконописцем и всячески способствовал развитию этого искусства.
В фигуре апостола Петра, облаченного в темно-синий хитон и охристый, притененный по краям гиматий, видно следование сложившимся новгородским традициям. Иконописец внимательно выписал складки, обозначив их четкими выразительными линиями темных описей и тонких пробелов. Лишь в некоторых местах он отметил выступающую форму широкими плоскостями света. Плащ (гиматий) апостола эффектно спускается прямыми и взвихренными драпировками. Голова Петра была склонена в сторону образа Христа. Правая рука обращена к Спасителю в жесте молитвы, в левой — атрибуты апостола. Развернутый вверх свиток с текстом указывает на проповедь Петром учения о Христе и вошедшие в состав Нового Завета его послания. Висящие на красном ремешке ключи — символический атрибут, взятый из обращенных к Петру слов Христа: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 19).
Стройные пропорции фигуры, светлый желтый фон с киноварной надписью указывают на создание иконы в первой половине — середине XVI века, когда новгородская культура ощутила влияние московского искусства.
читать дальшескрыть
Апостол Петр
Время создания
вторая четверть – середина XVI века, 1540-е годы (?)
Место создания
Новгород
Размер
134x52 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться