В собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина представлена акварель неизвестного мастера, написанная с оригинала Фёдора Алексеева. На акварели запечатлен облик Страстной площади в Москве начала XIX века.
На месте площади с конца XVI века стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь и Новгород Великий. У ворот была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божьей матери, а с 1654 года действовал Страстной женский монастырь. В 1720 году Тверские ворота были снесены, на следующий год на образовавшейся площади была установлена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву Петра I в честь окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира. С тех пор к каждой новой коронации на месте ворот сооружали триумфальные арки.
На акварели изображена триумфальная арка, возведенная в честь коронации Павла I. Слева находится построенная в 1790-е годы на месте каменного храма 1625 года церковь Дмитрия Солунского. Перед ней — стоящая отдельно шатровая колокольня, возведенная в середине XVII века. В правой части композиции изображен дом Екатерины Ивановны Козицкой, в девичестве Мясниковой (1746–1833), построенный в конце 1780-х годов архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым. Впоследствии дом в качестве приданого дочери Козицких Анны перешел русскому дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, имевшему от первого брака двух дочерей, Зинаиду и Марию.
Зинаида Александровна, в замужестве Волконская, поселившаяся в доме отца в 1824 году, устраивала здесь литературно-музыкальные вечера, на которых бывали Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Пётр Андреевич Вяземский, Фёдор Иванович Тютчев, Денис Васильевич Давыдов, Александр Иванович Одоевский, Александр Александрович Алябьев и многие другие. «В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества, — вспоминал Степан Петрович Шевырев. — Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома».