Заслуженный художник Мордовской АССР, участник Великой Отечественной войны скульптор Николай Обухов работал в станковой и монументальной пластике. Подход монументалиста ощущается в станковых произведениях и в его малых пластических формах.
Круглая скульптура выполнена в жанре портрета и отличается пластической завершенностью. Героиня, исключенная из исторической конкретности, предстает как бы вне времени. Скульптор раскрывает персонаж не с помощью этнического костюма или головного убора, а через антропологию и ментальность. Автор, избегающий примет событийной повседневности, создает глубоко национальный образ не только передачей внешних этнических черт, но также отображением национального характера, внутреннего мира молодой женщины. Образ человека — волевого, с внутренней силой и спокойным достоинством, внутренней многозначительностью — трактуется автором с грубоватой прямотой. Такой подход был характерен для советской скульптуры 1960–70-х годов, которая меняла художественную оптику: восхищение суровой героикой сменилось погружением во внутренний мир человека. При этом скульптор подчеркивает в женском образе жизнеутверждающее, животворящее и гармоническое начало. Он создает натуру чистую, полную нерастраченных жизненных сил. Плавность силуэта, мягкое, задумчивое выражение лица показывают присущие девичьей душе мечтательность и светлую грусть. При всей монументальности образа он отличается светлой притягательной силой и воспринимается как образ самой юности с трепетной романтической верой в счастье.
Даже в женских портретах скульптор выявляет массивные детали, работает большими обобщенными плоскостями, демонстрируя плотную фактуру материала, собирая их воедино с тяжеловатой, несколько архаической «ближневосточной» монументальностью. К ней отсылает и общая геометрия форм — комбинация высокой пирамиды (шея) и массивной сферы (голова). Удлиненность шеи подчеркивается двумя симметричными конусообразными складками платка. Укрупненность и геометризм форм, крупная фактура искусственного камня придают небольшому по габаритам произведению монументальную масштабность. Идеальная по пластике, красиво построенная и теплая по фактуре статичная композиция является целостным объемом с обобщенной, мягкой моделировкой лица.
Круглая скульптура выполнена в жанре портрета и отличается пластической завершенностью. Героиня, исключенная из исторической конкретности, предстает как бы вне времени. Скульптор раскрывает персонаж не с помощью этнического костюма или головного убора, а через антропологию и ментальность. Автор, избегающий примет событийной повседневности, создает глубоко национальный образ не только передачей внешних этнических черт, но также отображением национального характера, внутреннего мира молодой женщины. Образ человека — волевого, с внутренней силой и спокойным достоинством, внутренней многозначительностью — трактуется автором с грубоватой прямотой. Такой подход был характерен для советской скульптуры 1960–70-х годов, которая меняла художественную оптику: восхищение суровой героикой сменилось погружением во внутренний мир человека. При этом скульптор подчеркивает в женском образе жизнеутверждающее, животворящее и гармоническое начало. Он создает натуру чистую, полную нерастраченных жизненных сил. Плавность силуэта, мягкое, задумчивое выражение лица показывают присущие девичьей душе мечтательность и светлую грусть. При всей монументальности образа он отличается светлой притягательной силой и воспринимается как образ самой юности с трепетной романтической верой в счастье.
Даже в женских портретах скульптор выявляет массивные детали, работает большими обобщенными плоскостями, демонстрируя плотную фактуру материала, собирая их воедино с тяжеловатой, несколько архаической «ближневосточной» монументальностью. К ней отсылает и общая геометрия форм — комбинация высокой пирамиды (шея) и массивной сферы (голова). Удлиненность шеи подчеркивается двумя симметричными конусообразными складками платка. Укрупненность и геометризм форм, крупная фактура искусственного камня придают небольшому по габаритам произведению монументальную масштабность. Идеальная по пластике, красиво построенная и теплая по фактуре статичная композиция является целостным объемом с обобщенной, мягкой моделировкой лица.