Монету обнаружили 15 августа 1997 года во время археологических раскопок в домонгольском слое к северо-востоку от Благовещенского собора Казанского Кремля. Эта находка помогла исследователям уточнить датировку раннего слоя Казани, который нашли в Кремле. Предмет прошел атрибуцию в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине и Праге. Выводы исследователей подтвердили подлинность монеты и её возраст.
Первым монету исследовал старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея Александр Беляков, который установил время чеканки — X–XI век. Археологи решили, что монета серебряная, но в 1998 году Всеволод Потин из Эрмитажа доказал, что это почти чистый свинец. «Подлинность предмета, с точки зрения коррозии сомнений не вызывает», — написал он в заключении отчета. Также по надписям на монете он определил, что монета — чешская.
На лицевой стороне монеты изображен равноплечий крест, на задней — храм с двумя ступенями. Между его колоннами надпись: «IOA», которая, скорее всего, означала сокращенное имя мастера. Исследователи расшифровали две надписи на латыни: «Вацлав князь» и «Город Прага» и связали казанскую находку с периодом ранней истории чешского народа и святым покровителем Чехии — Вацлавом — князем из династии Пржемысловичей (ок. 907 — 936).
Для исследования монеты пригласили начальника нумизматического отдела Национального музея Чехии Ярмилу Хаскову. Она установила, что вид монеты соответствует так называемому каролингскому храмовому типу, преобладавшему на монетах восточной части Германской империи, в Баварско-Швабской области. Там до самого начала XI века производили монеты по каролингскому образцу XPISTIANA REGILIO — этому типу подражает и казанская находка.
Но в отличие от немецкого образца, технический уровень чешской монеты гораздо ниже. Она практически полностью состоит из свинца с небольшой долей серебра, и фактически не стоит ничего. Также, отверстие на краю монеты указывало на то, что предмет использовали в качестве украшения, и он мог попасть в Казань не торговыми путями.
Исследователи пришли к выводу, что предмет создали не с экономическими целями, а с политическими: ведь монета — символ власти, которая несла в себе узнаваемую символику и атрибут стабильного государства. Князя Вацлава считают одним из самых дальновидных славянских правителей того времени, и чеканка подобных монет поставила его в один ряд с правителями Германской империи.
Первым монету исследовал старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея Александр Беляков, который установил время чеканки — X–XI век. Археологи решили, что монета серебряная, но в 1998 году Всеволод Потин из Эрмитажа доказал, что это почти чистый свинец. «Подлинность предмета, с точки зрения коррозии сомнений не вызывает», — написал он в заключении отчета. Также по надписям на монете он определил, что монета — чешская.
На лицевой стороне монеты изображен равноплечий крест, на задней — храм с двумя ступенями. Между его колоннами надпись: «IOA», которая, скорее всего, означала сокращенное имя мастера. Исследователи расшифровали две надписи на латыни: «Вацлав князь» и «Город Прага» и связали казанскую находку с периодом ранней истории чешского народа и святым покровителем Чехии — Вацлавом — князем из династии Пржемысловичей (ок. 907 — 936).
Для исследования монеты пригласили начальника нумизматического отдела Национального музея Чехии Ярмилу Хаскову. Она установила, что вид монеты соответствует так называемому каролингскому храмовому типу, преобладавшему на монетах восточной части Германской империи, в Баварско-Швабской области. Там до самого начала XI века производили монеты по каролингскому образцу XPISTIANA REGILIO — этому типу подражает и казанская находка.
Но в отличие от немецкого образца, технический уровень чешской монеты гораздо ниже. Она практически полностью состоит из свинца с небольшой долей серебра, и фактически не стоит ничего. Также, отверстие на краю монеты указывало на то, что предмет использовали в качестве украшения, и он мог попасть в Казань не торговыми путями.
Исследователи пришли к выводу, что предмет создали не с экономическими целями, а с политическими: ведь монета — символ власти, которая несла в себе узнаваемую символику и атрибут стабильного государства. Князя Вацлава считают одним из самых дальновидных славянских правителей того времени, и чеканка подобных монет поставила его в один ряд с правителями Германской империи.