В коллекции Тамбовской картинной галереи представлена мраморная статуя «Молящийся мальчик» — работа итальянского мастера XIX века Луиджи Пампалони.
Луиджи Пампалони (1791–1847) — скульптор, ученик профессора флорентийской Академии, одного из самых ярких скульпторов первой половины XIX века Лоренцо Бартолини (1777–1850). «Молящийся мальчик», изваянный в 1826–1828 годах для надгробия, принес Луиджи Пампалони широкую известность. Статуя получилась столь выразительной, что на автора посыпались многочисленные заказы. Утратив первоначальный смысл, скульптура нашла широкое применение в убранстве интерьеров.
Прелестный обнаженный ребенок сидит, преклонив колено на подушку. Личико в обрамлении пышных локонов благоговейно поднято к небу. Фигура мальчика исполнена в традициях классицизма. Отвлеченная идеальность сочетается в скульптуре с правдиво подмеченной непосредственностью в выражении чувств. Детская невинность и незащищенность персонажа в гармонии с классической наготой и сдержанностью формы рождают впечатление особой чистоты и проникновенности молитвы.
Скульптура поступила в галерею из коллекции Бориса Николаевича Чичерина как работа неизвестного мастера. Будучи ребенком, он любовался трогательным «Молящимся мальчиком» в просторной гостиной родительского дома в Тамбове. Кто знает, какие светлые чувства пробудила скульптура в душе будущего известного знатока и коллекционера искусства, из собрания которого многие картины попали в Тамбовскую галерею. Позднее выяснилось, что аналогичная статуя хранится в Государственном Эрмитаже под названием «Мальчик, упустивший птичку» французского скульптора Ж.Д. Рашетта (1744–1809). В 1977 году сотрудники Эрмитажа С.О. Андросов и Н.К. Косарева, специалисты по скульптуре, высказали мысль, что автором «Мальчика, упустившего птичку» и «Молящегося мальчика» является итальянский скульптор Луиджи Пампалони. Это предположение подтвердили литературные источники.
Помимо Государственного Эрмитажа и Тамбовской картинной галереи копии статуи хранятся в палаццо Тосио в Брешии и в палаццо Бьянко в Генуе. В России ее можно встретить в ряде музеев. Например, подписной авторский экземпляр статуи был приобретен в 1979 году Останкинским дворцом-музеем творчества крепостных. Также одно из авторских повторений находится в Ярославском художественном музее и называется «Самуил в молитве».
Луиджи Пампалони (1791–1847) — скульптор, ученик профессора флорентийской Академии, одного из самых ярких скульпторов первой половины XIX века Лоренцо Бартолини (1777–1850). «Молящийся мальчик», изваянный в 1826–1828 годах для надгробия, принес Луиджи Пампалони широкую известность. Статуя получилась столь выразительной, что на автора посыпались многочисленные заказы. Утратив первоначальный смысл, скульптура нашла широкое применение в убранстве интерьеров.
Прелестный обнаженный ребенок сидит, преклонив колено на подушку. Личико в обрамлении пышных локонов благоговейно поднято к небу. Фигура мальчика исполнена в традициях классицизма. Отвлеченная идеальность сочетается в скульптуре с правдиво подмеченной непосредственностью в выражении чувств. Детская невинность и незащищенность персонажа в гармонии с классической наготой и сдержанностью формы рождают впечатление особой чистоты и проникновенности молитвы.
Скульптура поступила в галерею из коллекции Бориса Николаевича Чичерина как работа неизвестного мастера. Будучи ребенком, он любовался трогательным «Молящимся мальчиком» в просторной гостиной родительского дома в Тамбове. Кто знает, какие светлые чувства пробудила скульптура в душе будущего известного знатока и коллекционера искусства, из собрания которого многие картины попали в Тамбовскую галерею. Позднее выяснилось, что аналогичная статуя хранится в Государственном Эрмитаже под названием «Мальчик, упустивший птичку» французского скульптора Ж.Д. Рашетта (1744–1809). В 1977 году сотрудники Эрмитажа С.О. Андросов и Н.К. Косарева, специалисты по скульптуре, высказали мысль, что автором «Мальчика, упустившего птичку» и «Молящегося мальчика» является итальянский скульптор Луиджи Пампалони. Это предположение подтвердили литературные источники.
Помимо Государственного Эрмитажа и Тамбовской картинной галереи копии статуи хранятся в палаццо Тосио в Брешии и в палаццо Бьянко в Генуе. В России ее можно встретить в ряде музеев. Например, подписной авторский экземпляр статуи был приобретен в 1979 году Останкинским дворцом-музеем творчества крепостных. Также одно из авторских повторений находится в Ярославском художественном музее и называется «Самуил в молитве».