Виктор Иванович Вечканов родился в мордовском селе Батушево, окончил Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. С 1985 года — участник всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Виктор Иванович Вечканов — один из немногих мордовских художников, организовавших многочисленные персональные выставки за рубежом, в Гамбурге, Баден-Бадене и Фрибуре. Его работы хранятся в музее Барлаха в Гамбурге и в частных коллекциях Германии и Швейцарии.
Полотно «Мокшанка» является левой частью триптиха «На земле мордовской», созданного художником в 1986 году. Правая часть, хранящаяся в фондах Мордовского музея изобразительных искусств, живописует в той же манере портрет эрзянки. Образ вписывается в эстетику конца 1970-х — начала 80-х годов, когда художники находились в поисках новых выразительных средств для оформления творческих экспериментов. Авторы исследовали искусство предшествующих десятилетий, обращались к традициям ренессанса, классицизма, национальным мотивам.
Интонация произведения — лирико-исповедальная. Композиция картины простая и ясная, но в ней заложен глубокий философский смысл. В центре картины — подчеркнутая ярким цветом женская фигура на фоне пейзажа. Формально следуя реалистической традиции, художник воссоздает образ, символика которого поддерживается условностью пейзажа и деталей. Вечная загадка воплощена в героине, которая, словно Мона Лиза, сошла с полотна Леонардо да Винчи, спустя столетия перевоплотившись в образе мокшанки на фоне приволжских просторов.
Виктор Иванович Вечканов стилизует головной убор, который также отсылает нас к затейливым уборам эпохи Возрождения. Основой для стилизации становится мокшанская традиция повязывать два платка — верхний и нижний. Перед нами, с одной стороны, символ красоты вне времени и пространства, с другой стороны, это красота нашего времени, что подчеркивается на контрасте с трудовыми буднями, запечатленными в центральной части триптиха «На току».
Полотно «Мокшанка» является левой частью триптиха «На земле мордовской», созданного художником в 1986 году. Правая часть, хранящаяся в фондах Мордовского музея изобразительных искусств, живописует в той же манере портрет эрзянки. Образ вписывается в эстетику конца 1970-х — начала 80-х годов, когда художники находились в поисках новых выразительных средств для оформления творческих экспериментов. Авторы исследовали искусство предшествующих десятилетий, обращались к традициям ренессанса, классицизма, национальным мотивам.
Интонация произведения — лирико-исповедальная. Композиция картины простая и ясная, но в ней заложен глубокий философский смысл. В центре картины — подчеркнутая ярким цветом женская фигура на фоне пейзажа. Формально следуя реалистической традиции, художник воссоздает образ, символика которого поддерживается условностью пейзажа и деталей. Вечная загадка воплощена в героине, которая, словно Мона Лиза, сошла с полотна Леонардо да Винчи, спустя столетия перевоплотившись в образе мокшанки на фоне приволжских просторов.
Виктор Иванович Вечканов стилизует головной убор, который также отсылает нас к затейливым уборам эпохи Возрождения. Основой для стилизации становится мокшанская традиция повязывать два платка — верхний и нижний. Перед нами, с одной стороны, символ красоты вне времени и пространства, с другой стороны, это красота нашего времени, что подчеркивается на контрасте с трудовыми буднями, запечатленными в центральной части триптиха «На току».