Национальные мотивы в этносимволической форме представлены в творчестве заслуженного художника Республики Мордовия Николая Рябова. Живописец и народный мастер резьбы по дереву Николай Владимирович Рябов родился в 1958 году. Окончил Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова в 1977 году, позже — графический факультет Московского государственного педагогического института. С 2006 года Николай Рябов работает доцентом кафедры дизайна и рекламы Института национальной культуры Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва.
Николай Рябов является ведущим представителем этносимволизма в мордовском изобразительном искусстве. Художники-этносимволисты в форме символов раскрывают культурный код народа, мировоззрение, ценности, религиозно-культовую практику. В своих работах этносимволисты воплощают отголоски суеверий и языческих обрядов, традиционного бытового уклада, общественного строя.
Как представителя эрзянского народа Николая Рябова интересует прежде всего духовное и материальное наследие мордвы-эрзи. Язык этой этнической группы относят к финно-угорской ветви уральской семьи, временем возникновения этнической общности полагают I тысячелетие до нашей эры.
Николай Рябов не просто художник, он ученый. Кандидат исторических наук, он активно изучает мордовскую культуру. В ходе исследований и преподавания художник выпустил монографию «Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция» в 2010 году. В этой работе автор раскрыл сущность символов в обозначении культурных концептов.
К символам обращается художник и в картине «Вечерний звон». Николай Рябов выстраивает образный мир согласно ценностям народа: на полотне представлены земля, вол, сено, человек и бесконечное пространство вокруг. Художник оставляет низкую линию горизонта, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главных объектах.
Основное пространство холста занимают повозка и вол, который выступает символом плодородной мощи. Стилизованные фигурки эрзянок, напротив, маленькие. Эта деталь словно сообщает нам, что человек — лишь частичка большой вселенной. В этой системе мироустройства нет ничего лишнего: только идеал единения человека и природы, труд как основа жизни.
Николай Рябов является ведущим представителем этносимволизма в мордовском изобразительном искусстве. Художники-этносимволисты в форме символов раскрывают культурный код народа, мировоззрение, ценности, религиозно-культовую практику. В своих работах этносимволисты воплощают отголоски суеверий и языческих обрядов, традиционного бытового уклада, общественного строя.
Как представителя эрзянского народа Николая Рябова интересует прежде всего духовное и материальное наследие мордвы-эрзи. Язык этой этнической группы относят к финно-угорской ветви уральской семьи, временем возникновения этнической общности полагают I тысячелетие до нашей эры.
Николай Рябов не просто художник, он ученый. Кандидат исторических наук, он активно изучает мордовскую культуру. В ходе исследований и преподавания художник выпустил монографию «Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция» в 2010 году. В этой работе автор раскрыл сущность символов в обозначении культурных концептов.
К символам обращается художник и в картине «Вечерний звон». Николай Рябов выстраивает образный мир согласно ценностям народа: на полотне представлены земля, вол, сено, человек и бесконечное пространство вокруг. Художник оставляет низкую линию горизонта, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главных объектах.
Основное пространство холста занимают повозка и вол, который выступает символом плодородной мощи. Стилизованные фигурки эрзянок, напротив, маленькие. Эта деталь словно сообщает нам, что человек — лишь частичка большой вселенной. В этой системе мироустройства нет ничего лишнего: только идеал единения человека и природы, труд как основа жизни.