Прототипом электрического трамвая стала конка, представлявшая собой пассажирский вагон закрытого или открытого типа, который по рельсам тянули лошади-тяжеловозы. В постоянной экспозиции Музея Москвы представлена модель закрытого вагона конки.
В России первые конки появились в 1863 году в Санкт-Петербурге. Через девять лет они пришли в Москву, а позже и в другие крупные города Российской империи. Пассажирские вагоны запрягались двумя лошадьми и считались сравнительно недорогим видом транспорта: место снаружи стоило 3 копейки, внутри — 5 копеек. Тем не менее назвать конку общедоступным транспортом того времени сложно: простые люди ходили пешком или украдкой от кондуктора пытались проехать на задней площадке.
Конку не всегда запрягали парой лошадей: если вагон был одноэтажный, хватало и одной, хотя иногда на подъемах ей приходилось нелегко. Для двухэтажных вагонов использовали двух лошадей. Второй этаж, получивший название «империал», был открытым и считался бюджетным вторым классом: билет туда стоил 2 копейки. Взамен пассажирам наверху приходилось ютиться и сидеть спина к спине: в их распоряжении была лишь одна двухсторонняя скамейка. Нижний этаж первого класса был просторнее: сидения там располагались вдоль стен. Примечательно, что до 1903 года женщин не пускали на крышу-империал: считалось, что при подъеме могут быть видны нижние юбки, что казалось верхом неприличия. Даже появление винтовых лестниц не изменило положения, и лишь спустя какое-то время запрет был снят.
Конкой управлял кучер, или вагоновожатый, его сопровождал кондуктор. Работа кучера была тяжелой и требовала особых навыков, поэтому на нее разрешалось нанимать только мужчин. Из-за особенностей конструкции крепления, отсутствия оглоблей и дышла даже при небольшом уклоне при съезде вагон мог покатиться на лошадей и покалечить их.
Рабочий день кучера и кондуктора начинался рано — в семь-восемь утра — и длился около пяти часов. Животные быстро уставали, хоть скорость конки и не превышала 12 километров в час. Неудивительно, что в начале XX века пассажиры с такой легкостью пересели на только что появившиеся более быстрые электрические трамваи. В 1912 году конки перестали ходить по Москве, в 1917-м — по Санкт-Петербургу, а в 1929-м этот вид транспорта исчез и с улиц Минска.