С 1942 года ведёт свою историю Южно-уральский машиностроительный завод (ЮУМЗ), который поставлял свою продукцию 100 крупным предприятиям страны. Орский завод тяжелого машиностроения имел семидесятилетний опыт успешной работы на рынках перегрузочно-усреднительного, агломерационного, сталеплавильного, прокатного и других видов оборудования. Выгодное географическое положение — на границе Европы и Азии — обеспечивало удобный доступ к основным потребителям в Уральском регионе, Западной Сибири, Казахстане, Узбекистане и Индии. Машины и оборудование производства ЮУМЗ надежно работали на предприятиях металлургии, горнодобывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса более чем в 30 странах Европы, Азии, Африки, СНГ, России. Значительную долю в объеме производства предприятия занимало уникальное оборудование, изготавливаемое в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика.
На 1950–80-е годы приходился пик промышленного строительства в Орске. Орский завод цветных металлов (ОЗЦМ) выдал первый цветной прокат в 1942 году, в послевоенные годы был полностью реконструирован, оснащён современной литейной прокатной техникой.
Южно-Уральский никелевый комбинат — крупное российское предприятие цветной металлургии, доля которого в мировом производстве никеля составляла более 1%, свою историю начал с 29 апреля 1935 года. Сырьевой базой предприятия стали месторождения в Орске и Кимперсайское месторождение в Актюбинской области Казахстана. Комбинату 18 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР и было оставлено на вечное хранение. В послевоенные годы продолжилось наращивание объёмов выпуска продукции.
Нефтеперегонный завод (НПЗ) имени Чкалова тоже является первенцем орской индустрии. На протяжении 1950-80-х годов на заводе проводилась работа по техническому перевооружению, так как в военный период завод изготавливал топливо для Советской армии и военно-морского флота.