В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель приступил к разработке Не-111. Концепция данного самолета предполагала его использование одновременно в двух вариантах — как коммерческий и как бомбардировщик.
Самолет представлял из себя двухмоторный пассажирский лайнер с убираемым шасси, который при необходимости мог быстро переоборудоваться в военный самолет. Обтекаемый фюзеляж заканчивался спереди небольшим застекленным фонарем штурмана-бомбардира, в котором имелось гнездо для пулемета.
Оружие можно было установить и в верхней открытой огневой точке за кабиной пилота, и в нижней выдвижной стрелковой гондоле. На эту хитрость конструкторы пошли для того, чтобы обойти Версальский договор, которому Германия была подчинена после Первой мировой войны.
Первоначально Эрнст Хейнкель работал конструктором у Франца Шнайдера, затем перешел в компанию «Альбатрос флюгцойгверке». В 1914 году он стал техническим директором и главным конструктором самолетостроительной фирмы «Ганза унд Бранденбургише флюгцойгверке». За годы Первой мировой войны Хейнкель создал более 30 типов самолетов, которые применялись армиями Германии и Австрии.
К началу Второй мировой войны Не-111 составляли основу бомбардировочной авиации Люфтваффе. В ходе войны произвели более 70 модификаций. Несмотря на то, что к 1943 году этот самолет считался устаревшим и тихоходным, главным преимуществом оставалось мощное вооружение: бомбовая нагрузка до 2,5 тонн бомб, пушка и пять пулеметов при трех стрелках.
Арсений Васильевич Ворожейкин, генерал-майор
авиации, дважды Герой Советского Союза, в Курской битве летчик 2-й авиационной
армии Воронежского фронта, так описывал в своих мемуарах Не-111: