В конце XV века в Европе предприняли первые попытки систематизировать оказание медицинской помощи во время войны. В 1487 году создали первый полевой военный госпиталь. В конце XVI века, когда сформировалась регулярная испанская армия, появился документ, который предписывал выделять под военные нужды палаты в гражданских больницах.
В 1591 году во французской армии издали первый регламент об оказании помощи раненым в полевых подвижных и неподвижных госпиталях. В это же время в штат германских войск вошли врачи. Но при всех своих плюсах эти реформы не уделяли внимание эвакуации раненных в бою солдат. В европейских армиях раненые по-прежнему следовали вместе с обозом.
В российском государстве подход к медицинской помощи раненым воинам в целом был похож на европейский. В первой трети XVIII века в армии отсутствовала система подвоза, поэтому планомерную эвакуацию раненых и больных не практиковали. Армию в походах все еще не сопровождали штатные военные госпитали, легкораненых перевозили за боевыми частями в обозах. Тяжелых больных, а также часть медицинских чинов и медицинского имущества оставляли в больших ретраншементах — фортификационных сооружениях, расположенных позади главной позиции обороняющихся войск. Отсюда, когда армия возвращалась из похода, раненых и больных вывозили в пограничные госпитали.
Вот как описывал эвакуацию войск швед Петер Энглунд в книге «Полтава: Рассказ о гибели одной армии»:
Модель австрийской повозки
Время создания
XVIII век — начало XIX века
Размер
120x20x40 см
Техника
моделирование
Коллекция
4
Открыть в приложении #2
#5
Поначалу двигались неплохо, однако время было позднее, и с наступлением ночи появились трудности. В темноте расшаталась маршевая дисциплина, больше всего, по-видимому, в отдельных частях обоза. По словам молодого прапорщика Густафа Абрахама Пипера, который ехал с обозом из-за ранения, никто никому не подчинялся, каждый болел только за себя и старался вырваться вперед». У села Федерки образовался затор около непроходимого болота, которое нужно было преодолевать по единственному шаткому мосту. В этом месте войскам пришлось пробираться через сонмище повозок, чтобы обогнать их.
#6
В экспозиции музея представлена модель повозки XVIII века для перемещения раненых. Эта повозка австрийского образца относится к эпохе Петра I. Она двухосная, состоит из ходовой части с установленным кузовом. Ходовую для таких повозок изготавливали из основной рамы: составляли вместе несколько продольных грядок и связывали их между собой поперечинами; к последним прикрепляли оси с колесами. Колеса делали без смягчающих тряску рессор. Кузов повозки был оборудован лежанками и сиденьями для раненых разной степени тяжести. Обычно их привязывали к бортам ремнями. Далеко не каждый больной мог выдержать такое путешествие.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Модель австрийской повозки
Время создания
XVIII век — начало XIX века
Размер
120x20x40 см
Техника
моделирование
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться