На фотографии из коллекции музея запечатлена мистерия Цам — красочный театрализованный обряд в тибетском буддизме. Рядом в витрине располагаются костюмы участников церемонии. Наряд «Белого старца» состоит из белой маски и халата, а злого духа — из синего балахона и черной маски, изображающей фантастическое животное.
Название «Цам» происходит от тибетского слова «чам», которое означает «танец». Главным элементом церемонии были ритмичные выразительные движения.
Театральное представление Цам с танцами и пантомимами длилось много часов и проходило по строгому сценарию. В нем участвовали монахи и ламы из буддийских монастырей. Они надевали яркие костюмы и ритуальные маски: изображали различных божеств, духов и героев.
Основными ролями в мистерии были докшиты — гневные божества и дьяволы — и ламы, буддийские настоятели, которые противостояли злу. Постановка показывала зрителям, как буддийское учение помогает усмирять духов, очищает сознание и душу человека и приводит к реинкарнации — перерождению в следующей жизни.
В Забайкальских монастырях мистерии Цам появились в конце XIX века. Настоятели предполагали, что яркие и необычные представления привлекут в дацаны новых паломников.
Цам исполняли летом, и только в тех буддийских монастырях, где существовала школа Дуйнхор — она отвечала за специальную астрономическую и астрологическую буддийскую службу. Ее стихи и заклинания содержали комментарии о движении солнца, луны, звезд и планет, о затмениях солнца и луны, о потребностях прихожан.
В Забайкалье первая школа Дуйнхор появилась в 1878 году в Анинском дацане. В последствии ее открыли еще в шести буддийских монастырях — в Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Зугалайском и Хужиртайском.
Фотографию из коллекции музея сделали в Гусиноозерском дацане. Мистерию Цам проводили на площадке перед монастырем с 1870-х годов. Вначале это был Цам докшитов — гневных богов, а затем, с начала XX века — Цам Дуйнхора (Калачакры). Его организовывали на праздник Дуйнхор Хурал, который отмечали на 15-й день лунного календаря — в апреле или мае.
Название «Цам» происходит от тибетского слова «чам», которое означает «танец». Главным элементом церемонии были ритмичные выразительные движения.
Театральное представление Цам с танцами и пантомимами длилось много часов и проходило по строгому сценарию. В нем участвовали монахи и ламы из буддийских монастырей. Они надевали яркие костюмы и ритуальные маски: изображали различных божеств, духов и героев.
Основными ролями в мистерии были докшиты — гневные божества и дьяволы — и ламы, буддийские настоятели, которые противостояли злу. Постановка показывала зрителям, как буддийское учение помогает усмирять духов, очищает сознание и душу человека и приводит к реинкарнации — перерождению в следующей жизни.
В Забайкальских монастырях мистерии Цам появились в конце XIX века. Настоятели предполагали, что яркие и необычные представления привлекут в дацаны новых паломников.
Цам исполняли летом, и только в тех буддийских монастырях, где существовала школа Дуйнхор — она отвечала за специальную астрономическую и астрологическую буддийскую службу. Ее стихи и заклинания содержали комментарии о движении солнца, луны, звезд и планет, о затмениях солнца и луны, о потребностях прихожан.
В Забайкалье первая школа Дуйнхор появилась в 1878 году в Анинском дацане. В последствии ее открыли еще в шести буддийских монастырях — в Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Зугалайском и Хужиртайском.
Фотографию из коллекции музея сделали в Гусиноозерском дацане. Мистерию Цам проводили на площадке перед монастырем с 1870-х годов. Вначале это был Цам докшитов — гневных богов, а затем, с начала XX века — Цам Дуйнхора (Калачакры). Его организовывали на праздник Дуйнхор Хурал, который отмечали на 15-й день лунного календаря — в апреле или мае.