В коллекции краевого краеведческого музея хранится детский эвенкийский костюм, созданный в конце XIX века. Он изготовлен из бежевой замши — тонкой оленьей или лосиной шкуры. Благодаря специальной технологии выделки, материал был мягким и податливым, а его поверхность приобретала бархатистую текстуру.
Эвенки — коренной народ Восточной Сибири, который проживает на территории Забайкалья. До 1930-х годов их называли также тунгусами.
Летом и ранней осенью в эвенкийских племенах дети ходили голыми и босыми. В XIX веке в регион стали привозить ткань, и тогда мастерицы начали шить им рубашки и платья. Детский костюм был похож на одежду взрослых, различались только украшения и подвески — их переносили с колыбели ребенка. Для более холодной погоды изготавливали унты — теплые сапоги с расширенным кверху голенищем. Спереди их пришивали к поясу рубашки.
Зимой, во время кочевки, детей одевали в меховую одежду с зашитыми внизу рукавами и капором — широким капюшоном. Поверх тонких и коротких унт надевали вторую пару — высокие меховые сапоги для лучшей защиты от сурового мороза.
В эвенкийской культуре существовали строгие традиции, связанные с младенцами. Например, до двух лет детям не подстригали волосы, и до трех — не мыли. Позже после каждой стрижки волосы сохраняли. Некоторые племена подстригали их в определенном порядке, предварительно намочив волосы в воде с золой.
Детям давали имена, связанные с местом рождения, погодой, которая была в тот день, или чертами их характера. Например, Каёча — имя для мальчика, родившегося рядом с озером Каё, а Гарпакча — для того, кто появился на свет на рассвете. Гарпан в переводе с эвенкийского языка означал «луч».
Младенцев, которые много плакали, называли Соночо. Если во время родов шел первый мокрый снег — «либаэ» — девочку называли Либгэрик.
На костюмы им нашивали небольшие человеческие фигурки. Эвенки верили, что во время сна душа отправлялась в путешествие. Украшения на одежде защищали ребенка и оберегали его тело от злых духов.
Эвенки — коренной народ Восточной Сибири, который проживает на территории Забайкалья. До 1930-х годов их называли также тунгусами.
Летом и ранней осенью в эвенкийских племенах дети ходили голыми и босыми. В XIX веке в регион стали привозить ткань, и тогда мастерицы начали шить им рубашки и платья. Детский костюм был похож на одежду взрослых, различались только украшения и подвески — их переносили с колыбели ребенка. Для более холодной погоды изготавливали унты — теплые сапоги с расширенным кверху голенищем. Спереди их пришивали к поясу рубашки.
Зимой, во время кочевки, детей одевали в меховую одежду с зашитыми внизу рукавами и капором — широким капюшоном. Поверх тонких и коротких унт надевали вторую пару — высокие меховые сапоги для лучшей защиты от сурового мороза.
В эвенкийской культуре существовали строгие традиции, связанные с младенцами. Например, до двух лет детям не подстригали волосы, и до трех — не мыли. Позже после каждой стрижки волосы сохраняли. Некоторые племена подстригали их в определенном порядке, предварительно намочив волосы в воде с золой.
Детям давали имена, связанные с местом рождения, погодой, которая была в тот день, или чертами их характера. Например, Каёча — имя для мальчика, родившегося рядом с озером Каё, а Гарпакча — для того, кто появился на свет на рассвете. Гарпан в переводе с эвенкийского языка означал «луч».
Младенцев, которые много плакали, называли Соночо. Если во время родов шел первый мокрый снег — «либаэ» — девочку называли Либгэрик.
На костюмы им нашивали небольшие человеческие фигурки. Эвенки верили, что во время сна душа отправлялась в путешествие. Украшения на одежде защищали ребенка и оберегали его тело от злых духов.