Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Декабристы в Ялуторовске»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Микроскоп, часы каретные, нож для бумаги

0
Открыть в приложении
#5
Микроскоп, часы каретные, нож для бумаги
#6

Микроскоп сложный

#7
#8
Оптические увеличительные приспособления были изобретены сравнительно поздно. Очки появились в тринадцатом веке, а микроскопы — еще на триста лет позже, в конце шестнадцатого века. Быстрое распространение и совершенствование микроскопов началось после того, как Галилей, совершенствуя сконструированную им зрительную трубу, стал использовать ее как своеобразный микроскоп. Изобретение заключалось в том, что две выпуклые линзы были смонтированы внутри одной трубки. Фокусировка на исследуемом объекте достигалась за счет выдвижного тубуса, он позволял в разы увеличить изображение изучаемого предмета.

Первые модели микроскопов были простыми на вид. Но со временем с повышением интереса к науке со стороны высшего общества их стали делать по всем правилам декоративного искусства, из дорогих материалов: слоновой кости, ценного дерева, бронзы, и украшали с особой изобретательностью. Их футляры отделывали тисненой золотом кожей.

Меценаты создавали кунсткамеры и кабинеты редкостей, заказывали научные приборы, в том числе оптические. С развитием науки в первой половине девятнадцатого столетия насчитывалось довольно большое количество мест, где выпускались микроскопы. По данным исследователей, в 1820 году мастерская по изготовлению оптики при Казанском университете производила микроскопы высокого качества. Оптическая промышленность в России не развивалась, поскольку чаще оптические приборы импортировали из-за рубежа.

Микроскоп из экспозиции «Декабристы в Ялуторовске» представлял собой две трубки разного диаметра, расположенные друг над другом. В верхнем тубусе находился сложный объектив и окуляр, а в нижнем — зеркало, управляемое с помощью наружней зубчатки.

Прибор принадлежал Владимиру Токареву, наследнику ссыльного Евгения Оболенского. После восстания в 1825 году Оболенского лишили княжеского титула и отправили на вечную каторгу в Сибирь. Позже срок сократили до 20, 15, а затем и 13 лет. После каторги он поселился в Ялуторовске и женился на горничной Варваре Барановой. Как и все декабристы, Оболенский имел хорошее образование, помогал советами местным жителям, а после восстановления в правах, участвовал в работе над крестьянской реформой 1861 года.
#9
Дата создания: первая половина XIX века
Место создания: Россия
Техника: штамповка
Размеры: Высота — 16 см, диаметры — 2,5, 4,5 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 10178322
#10

Часы каретные

#11
#13
Представленный предмет является семейной реликвией Якушкиных. Последним владельцем был Владимир Якушкин, праправнук декабриста Ивана Якушкина. Каретные часы — это вид дорожных часов. Название их выбрано не случайно: часы размещали в каретах.

Первые часы, предназначенные для путешествий, были созданы французским часовым мастером Жаном Либуром в 1451 году. Он поместил механизм для измерения времени в медный корпус и установил в него устройство боя. Важнейшим условием получения сведений о времени в пути был звуковой сигнал. В темное время суток, когда не было возможности зажечь свечу или лампу, бой или звуковой сигнал часов оповещал о том, сколько ещё нужно ехать до ближайшего населённого пункта. Поэтому, совершенствуя часы для путешественника, мастера, прежде всего, заботились о развитии системы боя и усилении его громкости.

Во Франции начала XIX столетия каретные часы назывались «офицерскими». Они получили известность благодаря Наполеону, для походов которого был создан первый экземпляр. Император Наполеон Бонапарт придавал большое значение дисциплине высшего командного состава. В числе прочего, офицерам требовались надежные и точные часы, которые могли бы быть с ними круглосуточно — на квартирах и в поездках. Когда часовые мастера получали заказ на каретные часы, такой заказ неизменно сопровождала записка — «часы для офицера».

Массово каретные часы стали выпускать в начале ХХ века. Корпус их был выполнен из латуни и застеклен со всех сторон. В верхней части была подвижная фигурная ручка для переноски. Верхняя грань корпуса дополнялась овальным застекленным окошком, через которое был виден баланс часового механизма. Циферблат делали из фарфора и наносили римские цифры. На противоположной циферблату стороне корпуса была застекленная дверца, открывающая доступ к механизму. Механизм заводился специальным ключом и имел регулировку точности хода. В каретных часах ходовой механизм был, как правило, стандартного размера, он помещался в металлический корпус. Наиболее часто встречался корпус в форме карниза, в который помещали хронометр, а также ходовой механизм с боем. Иногда часы имели календарь и колокольчики.
#12
Автор: Генри Мозер и Ко
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: заводское изготовление
Место создания: Швейцария
Размеры: 14,5×9,5×8,3 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение» 
Коллекция: Металл
№ Госкаталога: 10178281
#14

Нож для бумаги

#15
#16
Нож — орудие очень древнее, но канцелярские ножи появились сравнительно недавно. Первые упоминания о них встречаются в XVI веке. Но, видимо, тогда для вскрытия писем и конвертов чаще использовали самые обыкновенные бытовые или военные клинки и кинжалы. Позже, в начале XIX века, появились канцелярские ножи для резки бумаги. Раньше новую книгу невозможно было открыть без ножа для книг, так как ещё не существовало гидравлического пресса способного разрезать толщу книжных страниц. Поэтому сложенный несколько раз большой лист, вмещавший в себя до 20 страниц будущей книги, просто прошивался, присоединялся к другим — так составлялась книга, которая сразу же, без обрезки, шла на переплёт. Страницы такой книги невозможно было перелистнуть без предварительной разрезки. Для этого и существовали костяные, деревянные и металлические ножи для бумаги различных видов, толщины и с различным оформлением. Такими ножами пользовались и при распечатывании писем. Ножи изготавливали из драгоценных металлов, слоновой кости и камней, отливали вручную и украшали резьбой.

Нож для бумаги, представленный в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», за свою историю принадлежал разным представителям семьи Муравьёвых-Апостолов. Первым хозяином этого канцелярского ножа был декабрист Сергей Иванович Муравьёв-Апостол. Он приходился родным братом Матвею Муравьёву-Апостолу, которому принадлежал дом, где сегодня располагается музей. Нож передавали по наследству. Последним хозяином этой канцелярской принадлежности был правнучатый племянник Матвея Ивановича Муравьева-Апостола — Андрей Владимирович Муравьев-Апостол-Коробьин. Муравьев-Апостол-Коробьин подарил нож музею в ноябре 1992 года во время поездки в город Ялуторовск. Так случилось, что во время встречи гостя в городе Тюмени, Муравьев-Апостол-Коробьин выронил семейную реликвию, и нож раскололся на две половины. Нож скрепили, но место стыка осталось заметно.

На белой поверхности ножа можно увидеть чёрную монограмму, которая состоит из трёх букв — «СМА», начальные буквы имени владельца — Сергея Муравьёва-Апостола. Ниже можно прочесть дату «9. Juin. 1885».
#17
Дата создания: начало XIX века
Место создания: Россия
Техника: резьба, гравировка
Размеры: 31,7×34 см
Правообладатель изображений: Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение»
Коллекция: Прочие материалы
№ Госкаталога: 7252280
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Микроскоп, часы каретные, нож для бумаги

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%