Петр Чайковский трудился каждый день, полагаясь в первую очередь на дисциплину, а не на вдохновение. Он считал, что вдохновение не любит посещать ленивых и является лишь тем, кто сам призывает его своими активными действиями и упорным трудом.
За настоящим столом композитор написал немало произведений, составивших его славу. При этом в быту он предпочитал обходиться минимумом вещей. Так, например, для создания музыки ему были необходимы лишь нотная бумага и карандаш.
Над каждым произведением Чайковский работал в несколько этапов: сначала — несколько набросков, затем — изложение текста в эскизах. Далее композитор трудился над финальным оформлением текста и занимался проработкой деталей. Лишь после этого Чайковский создавал новые варианты произведения или отдельных его фрагментов. В финале готовая композиция проигрывалась за роялем и корректировалась.
На протяжении всей жизни композитор придерживался четкого распорядка дня. Каждый день он вставал в шесть или семь часов утра, молился, совершал небольшую прогулку по парку, завтракал, а после все оставшееся до обеда время посвящал сочинению музыки. Обед подавался ему ровно в час. Однажды был случай, когда слуга позвал Чайковского обедать без десяти час, но тот посмотрел на часы и сказал: «Еще десять минут я могу работать».
После обеда композитор гулял по два или три часа. Такие прогулки в уединении он считал необходимыми для здоровья. Свежий воздух благотворно влиял на мысли. Кроме того, во время прогулок не прекращался творческий процесс — мастер постоянно обдумывал новые музыкальные темы. «Находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке», — писал Чайковский в 1878 году.
После прогулки он адаптировал свои произведения для оркестра. Правда, этот процесс он вовсе не считал за труд. После делал корректуры, которые страшно не любил, и писал письма.
Несмотря на то что композитор не любил рассказывать о творческом процессе, тем не менее он постарался описать его в своем письме, адресованном близкой подруге Надежде фон Мекк: «Обыкновенно вдруг, самым неожиданным образом, является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимою силою и быстротою пускает корни…».
За настоящим столом композитор написал немало произведений, составивших его славу. При этом в быту он предпочитал обходиться минимумом вещей. Так, например, для создания музыки ему были необходимы лишь нотная бумага и карандаш.
Над каждым произведением Чайковский работал в несколько этапов: сначала — несколько набросков, затем — изложение текста в эскизах. Далее композитор трудился над финальным оформлением текста и занимался проработкой деталей. Лишь после этого Чайковский создавал новые варианты произведения или отдельных его фрагментов. В финале готовая композиция проигрывалась за роялем и корректировалась.
На протяжении всей жизни композитор придерживался четкого распорядка дня. Каждый день он вставал в шесть или семь часов утра, молился, совершал небольшую прогулку по парку, завтракал, а после все оставшееся до обеда время посвящал сочинению музыки. Обед подавался ему ровно в час. Однажды был случай, когда слуга позвал Чайковского обедать без десяти час, но тот посмотрел на часы и сказал: «Еще десять минут я могу работать».
После обеда композитор гулял по два или три часа. Такие прогулки в уединении он считал необходимыми для здоровья. Свежий воздух благотворно влиял на мысли. Кроме того, во время прогулок не прекращался творческий процесс — мастер постоянно обдумывал новые музыкальные темы. «Находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке», — писал Чайковский в 1878 году.
После прогулки он адаптировал свои произведения для оркестра. Правда, этот процесс он вовсе не считал за труд. После делал корректуры, которые страшно не любил, и писал письма.
Несмотря на то что композитор не любил рассказывать о творческом процессе, тем не менее он постарался описать его в своем письме, адресованном близкой подруге Надежде фон Мекк: «Обыкновенно вдруг, самым неожиданным образом, является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимою силою и быстротою пускает корни…».