За письменным дубовым столом Петр Чайковский никогда не работал — только отвечал на многочисленную корреспонденцию. На столе выставлены бювар, чернильный прибор, ручки, перочистки, пресс-папье, украшенное флорентийской мозаикой, ключи для настройки рояля, камертон, пенсне композитора. Фаянсовую лампу композитору подарил его ученик Александр Зилоти. Под столом стоит корзина для бумаг.
В течение жизни Чайковский активно переписывался со своим издателем Петром Юргенсоном. Также широко известна его переписка с близким другом и благодетельницей Надеждой фон Мекк, которая оказывала Чайковскому моральную и материальную поддержку. На столе стоит ее фотография с дочерью.
Чайковский также вел активную переписку со всеми своими родственниками, друзьями, коллегами-музыкантами, артистами, художниками, драматургами, писателями, поклонниками. В 1866 году в письмах своим младшим братьям он жаловался, что в день приходится писать до пяти писем. С годами корреспонденция только росла, и впоследствии ему приходилось писать до тридцати писем в день.
В архивах сохранились и детские письма композитора. После отъезда из Воткинска восьмилетний Чайковский переписывался со своей гувернанткой Фанни Дюрбах, а в десять лет, оставшись один в Петербурге в подготовительных классах Императорского училища правоведения, два года писал родителям, братьям и сестрам, оставшимся в Алапаевске.
Чайковский считал обязательным ответить каждому и говорил, что «долг вежливости равен долгу чести». Все полученные письма складывали в нижние ящики стола, а в конце года слуга Алексей Софронов переносил их в папках с обозначением года в домашний архив и следил за их сохранностью.
В музее хранятся свыше четырех тысяч подлинных писем композитора, а также копии тех писем, которые находятся в других хранилищах или у частных лиц. Всего же до наших дней дошло около 5 тысяч писем композитора, значительная часть из которых опубликована. Корреспонденция, которая была адресована европейским композиторам — Эдварду Григу, Ференцу Листу и другим — велась на иностранных языках.
В течение жизни Чайковский активно переписывался со своим издателем Петром Юргенсоном. Также широко известна его переписка с близким другом и благодетельницей Надеждой фон Мекк, которая оказывала Чайковскому моральную и материальную поддержку. На столе стоит ее фотография с дочерью.
Чайковский также вел активную переписку со всеми своими родственниками, друзьями, коллегами-музыкантами, артистами, художниками, драматургами, писателями, поклонниками. В 1866 году в письмах своим младшим братьям он жаловался, что в день приходится писать до пяти писем. С годами корреспонденция только росла, и впоследствии ему приходилось писать до тридцати писем в день.
В архивах сохранились и детские письма композитора. После отъезда из Воткинска восьмилетний Чайковский переписывался со своей гувернанткой Фанни Дюрбах, а в десять лет, оставшись один в Петербурге в подготовительных классах Императорского училища правоведения, два года писал родителям, братьям и сестрам, оставшимся в Алапаевске.
Чайковский считал обязательным ответить каждому и говорил, что «долг вежливости равен долгу чести». Все полученные письма складывали в нижние ящики стола, а в конце года слуга Алексей Софронов переносил их в папках с обозначением года в домашний архив и следил за их сохранностью.
В музее хранятся свыше четырех тысяч подлинных писем композитора, а также копии тех писем, которые находятся в других хранилищах или у частных лиц. Всего же до наших дней дошло около 5 тысяч писем композитора, значительная часть из которых опубликована. Корреспонденция, которая была адресована европейским композиторам — Эдварду Григу, Ференцу Листу и другим — велась на иностранных языках.