В нотном шкафу Петра Чайковского хранятся партитуры опер Михаила Глинки, сборник православных песнопений «Октоих» («Осмогласник») и полное собрание сочинений Вольфганга Амадея Моцарта, выпущенное старейшим в мире музыкальным издательством Breithopf & Härtel («Брайткопф и Гертель»).
Моцарт и Глинка были самыми любимыми композиторами Чайковского еще с его детских лет. Отрывки из произведений Моцарта будущий композитор впервые услышал в родном доме в Воткинске: у Чайковских была оркестрина — механическое пианино, на валики которого записывались музыкальные произведения. Уже будучи взрослым, в Петербурге Чайковский побывал на постановке оперы «Дон Жуан», и она произвела на него сильное впечатление.
Чайковский не раз писал о том, что именно произведениям Моцарта он обязан тем, что посвятил свою жизнь музыке и полюбил ее больше всего на свете. На полях томов с произведениями любимого композитора сохранилось множество записей и пометок самого Чайковского, в которых он передавал свое отношение к музыке, фиксировал заметки для собственных дирижерских выступлений, а также создавал наброски для своих произведений.
Полное собрание сочинений Моцарта Чайковскому подарил на Рождество его издатель, Петр Юргенсон. Композитора связывали с ним не только деловые отношения, но и теплая дружба. Юргенсон попросил слугу Чайковского, Алексея Софронова, положить подарок под рождественскую елку. Там-то композитор его и нашел. Он был в полном восторге и позже писал издателю: «Около елки лежал мой бог, мой идол, мой идеал, представленный всеми своими божественными произведениями. Я был рад как ребенок!!! Спасибо, спасибо, спасибо!!!».
Глинку Чайковский считал идеалом русской музыки и говорил: «Из Глинки, как дуб из желудя, выросла вся русская музыка». Оперу «Жизнь за царя» композитор услышал в Петербурге, когда был еще подростком. С тех пор эта опера стала одним из его любимых произведений. Чайковский говорил: «Глинка же писал действительно русские оперы и создал совершенно новую, если не школу, то хоть школочку музыки, к сфере которой и аз принадлежу и есмь порождение Глинки».
«Октоихом» Чайковский пользовался, когда гармонизировал «Всенощную» и писал другие духовные сочинения.
Моцарт и Глинка были самыми любимыми композиторами Чайковского еще с его детских лет. Отрывки из произведений Моцарта будущий композитор впервые услышал в родном доме в Воткинске: у Чайковских была оркестрина — механическое пианино, на валики которого записывались музыкальные произведения. Уже будучи взрослым, в Петербурге Чайковский побывал на постановке оперы «Дон Жуан», и она произвела на него сильное впечатление.
Чайковский не раз писал о том, что именно произведениям Моцарта он обязан тем, что посвятил свою жизнь музыке и полюбил ее больше всего на свете. На полях томов с произведениями любимого композитора сохранилось множество записей и пометок самого Чайковского, в которых он передавал свое отношение к музыке, фиксировал заметки для собственных дирижерских выступлений, а также создавал наброски для своих произведений.
Полное собрание сочинений Моцарта Чайковскому подарил на Рождество его издатель, Петр Юргенсон. Композитора связывали с ним не только деловые отношения, но и теплая дружба. Юргенсон попросил слугу Чайковского, Алексея Софронова, положить подарок под рождественскую елку. Там-то композитор его и нашел. Он был в полном восторге и позже писал издателю: «Около елки лежал мой бог, мой идол, мой идеал, представленный всеми своими божественными произведениями. Я был рад как ребенок!!! Спасибо, спасибо, спасибо!!!».
Глинку Чайковский считал идеалом русской музыки и говорил: «Из Глинки, как дуб из желудя, выросла вся русская музыка». Оперу «Жизнь за царя» композитор услышал в Петербурге, когда был еще подростком. С тех пор эта опера стала одним из его любимых произведений. Чайковский говорил: «Глинка же писал действительно русские оперы и создал совершенно новую, если не школу, то хоть школочку музыки, к сфере которой и аз принадлежу и есмь порождение Глинки».
«Октоихом» Чайковский пользовался, когда гармонизировал «Всенощную» и писал другие духовные сочинения.