Стыковкой называют способ и сам процесс временного соединения космических аппаратов с помощью специального механизма, который позволяет им в дальнейшем отсоединиться друг от друга и продолжить полет по отдельности. Во время стыковки корабли соединяются так прочно, что полетом одного из них можно управлять с помощью другого.
Стыковочный механизм соединяет электрические схемы и гидравлические системы аппаратов. Часто его конструкция включает в себя люк для перехода космонавтов из одного корабля в другой.
Стыковка происходит в несколько этапов. Чтобы подготовиться к ней, космические корабли осуществляют дальнее сближение, затем — ближнее, а после причаливают друг к другу. С этого момента начинается собственно стыковка. Специальные выступающие элементы стыковочных механизмов сцепляются друг с другом. Затем электропривод начинает стягивать аппараты, пока их стыки не сойдутся. Одновременно с этим корабли выравниваются по трем осям с помощью профилированного паза на гнезде приемного корпуса и рычагов выравнивания. Далее экипаж проверяет герметичность стыка, и, если стыковка прошла успешно, космонавты открывают люк и могут переходить из аппарата в аппарат.
Проблема стыковки встала перед создателями кораблей на заре космической эры. Первые технически реализуемые предложения по стыковке были разработаны в 1962 году, в августе которого состоялся первый групповой полет пилотируемых аппаратов. Стыковочные механизмы активно разрабатывали для лунной программы: предполагалось, что на поверхность спутника Земли космонавты высадятся с помощью пристыкованного лунного посадочного модуля.
Первую в мире полностью автоматическую стыковку провели 30 октября 1967 года космические аппараты «Космос-186» и «Космос-188». В экспозиции музея представлен механизм того типа, который позволил этим кораблям соединиться.
С помощью этой технологии в январе 1969 года провели первую в мире стыковку двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Чтобы попасть из одного корабля в другой, экипажу пришлось выходить в открытый космос.
Стыковочный механизм соединяет электрические схемы и гидравлические системы аппаратов. Часто его конструкция включает в себя люк для перехода космонавтов из одного корабля в другой.
Стыковка происходит в несколько этапов. Чтобы подготовиться к ней, космические корабли осуществляют дальнее сближение, затем — ближнее, а после причаливают друг к другу. С этого момента начинается собственно стыковка. Специальные выступающие элементы стыковочных механизмов сцепляются друг с другом. Затем электропривод начинает стягивать аппараты, пока их стыки не сойдутся. Одновременно с этим корабли выравниваются по трем осям с помощью профилированного паза на гнезде приемного корпуса и рычагов выравнивания. Далее экипаж проверяет герметичность стыка, и, если стыковка прошла успешно, космонавты открывают люк и могут переходить из аппарата в аппарат.
Проблема стыковки встала перед создателями кораблей на заре космической эры. Первые технически реализуемые предложения по стыковке были разработаны в 1962 году, в августе которого состоялся первый групповой полет пилотируемых аппаратов. Стыковочные механизмы активно разрабатывали для лунной программы: предполагалось, что на поверхность спутника Земли космонавты высадятся с помощью пристыкованного лунного посадочного модуля.
Первую в мире полностью автоматическую стыковку провели 30 октября 1967 года космические аппараты «Космос-186» и «Космос-188». В экспозиции музея представлен механизм того типа, который позволил этим кораблям соединиться.
С помощью этой технологии в январе 1969 года провели первую в мире стыковку двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Чтобы попасть из одного корабля в другой, экипажу пришлось выходить в открытый космос.