Этот медведь выполнен в традиции филимоновской глиняной игрушки. Интересно, что у филимоновцев все зверьки сильно похожи: мастера лепят их с тонкой талией и длинной изогнутой шеей, которая плавно переходит в маленькую голову. Только форма самой головы, а также наличие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.
У коровы рога тянутся вверх и похожи на полумесяцы. Баранам вылепляют круглые завитки-баранки. Оленей легко отличить по изящным рожкам, похожим на ветвистые деревья. Коней можно узнать по вытянутым треугольным ушам. При этом фигурка медведя с зеркалом особенно загадочна: сказочный зверь почти не похож на своего реального прототипа.
Удлиненные пропорции игрушек зависят не от прихоти мастеров: они обусловлены свойствами местной глины «синики». Ее отличает повышенная жирность и пластичность — из-за этого во время сушки она дает усадку и трескается. Изделия приходится по нескольку раз «подтягивать» и проглаживать: в результате вытягиваются длинные красивые линии. Так шеи абсолютно всех животных изящно удлиняются, да и людские пропорции приобретают изысканную стройность.
В раскраске фигурок часто встречаются повторяющиеся символы. На игрушках нередко изображают знаки солнца — они напоминают о земной жизни, о свете и тепле, без которых не будет урожая. Солярные знаки выглядят как разные сочетания коротких и длинных линий и точек. В фигурке медведя такой символ виден на зеркале.
Кольцевые линии, идущие по изделию, — тоже символ солнца и заключенного в игрушку добра. В языческие времена замкнутый круг означал оберег, спасение. Он предотвращал вторжение злых сил. Помимо этих знаков, филимоновцы часто раскрашивают игрушки в елочку — она напоминает о древе жизни. Не менее любимы и символы засеянного поля.
Промысел зародился на Тульской земле в деревне Филимоново, ориентировочно в XVI веке. Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства детям и внукам. Много игрушек создавали в послевоенные 60–70-е годы XX века, когда люди еще не так активно переезжали в города. В то время государство основало производственные цеха — артели с подчинением Министерству местной промышленности. Но цеховые условия не лучшим образом сказывались на игрушке: всё же основной акцент делался не на качестве, а на количестве. Сегодня промысел снова переживает расцвет.
У коровы рога тянутся вверх и похожи на полумесяцы. Баранам вылепляют круглые завитки-баранки. Оленей легко отличить по изящным рожкам, похожим на ветвистые деревья. Коней можно узнать по вытянутым треугольным ушам. При этом фигурка медведя с зеркалом особенно загадочна: сказочный зверь почти не похож на своего реального прототипа.
Удлиненные пропорции игрушек зависят не от прихоти мастеров: они обусловлены свойствами местной глины «синики». Ее отличает повышенная жирность и пластичность — из-за этого во время сушки она дает усадку и трескается. Изделия приходится по нескольку раз «подтягивать» и проглаживать: в результате вытягиваются длинные красивые линии. Так шеи абсолютно всех животных изящно удлиняются, да и людские пропорции приобретают изысканную стройность.
В раскраске фигурок часто встречаются повторяющиеся символы. На игрушках нередко изображают знаки солнца — они напоминают о земной жизни, о свете и тепле, без которых не будет урожая. Солярные знаки выглядят как разные сочетания коротких и длинных линий и точек. В фигурке медведя такой символ виден на зеркале.
Кольцевые линии, идущие по изделию, — тоже символ солнца и заключенного в игрушку добра. В языческие времена замкнутый круг означал оберег, спасение. Он предотвращал вторжение злых сил. Помимо этих знаков, филимоновцы часто раскрашивают игрушки в елочку — она напоминает о древе жизни. Не менее любимы и символы засеянного поля.
Промысел зародился на Тульской земле в деревне Филимоново, ориентировочно в XVI веке. Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства детям и внукам. Много игрушек создавали в послевоенные 60–70-е годы XX века, когда люди еще не так активно переезжали в города. В то время государство основало производственные цеха — артели с подчинением Министерству местной промышленности. Но цеховые условия не лучшим образом сказывались на игрушке: всё же основной акцент делался не на качестве, а на количестве. Сегодня промысел снова переживает расцвет.