В начале 1872 года в Санкт-Петербурге была собрана комиссия во главе с председателем графом Павлом Николаевичем Игнатьевым, в которую вошли представители от города, думы и министерств. Перед комиссией стояла задача продумать программу торжества в честь 200-летнего юбилея первого императора Всероссийского Петра I.
Начало празднования возвестили выстрелы, произведенные с крепостной стены. Моряки доставили к памятнику на Петровской площади верейку Петра. Далее прошли молебны в Петропавловском соборе, на Петровой пристани и у монумента, внесение в Исаакиевский собор «достопамятностей» — вещей Петра, включая икону Спаса, — и парад.
На Царицынском лугу были организованы народные гуляния. На двух открытых сценах представляли «Купца Иголкина» и «Дедушку русского флота», предусмотрены были музыка и танцы, угощение и конкурсы для «охотников до призов». По особому заказу комиссии художники создали 30 полотен, посвященных ярким примерам деятельности Петра Великого с поясняющими текстами. В павильоне на Царицыном лугу выставили два портрета и бюст императора, фоном которому служила карта Европейской России. Дополнительно 4 июня в яхт-клубе Санкт-Петербурга были в декорациях представлены живые картины, сопровождавшиеся чтением.
Юбилейные торжества проходили не только в «граде Петра», но и в других российских городах и даже селах, где император бывал в разные периоды своей жизни: в Москве, Переяславле, Архангельске, Ямбурге, Астрахани. Память царя-плотника чествовали открытием памятников, спектаклями на открытых сценах, живыми картинами, фейерверками, народными гуляниями.
Кроме того, в Санкт-Петербурге были изготовлены памятные настольные медали.
Сувенирные настольные медали традиционно выполняют из бронзы, серебра, золота, реже платины, и украшают профилями выдающихся людей или сюжетами знаменательных событий. Изначально основной техникой создания медалей было литье в восковой модели, постепенно его вытеснила станковая горячая чеканка как дающая больше возможностей для тщательной проработки деталей.