В Средневековье не все мастера были способны создавать собственные оригинальные произведения искусства. Многие использовали клише — матрицы, которые помогали воспроизводить узоры, выкованные или отлитые другими умельцами. Чем большим количеством матриц владел мастер, тем больше разных предметов он мог сделать. Поэтому и оценивали ремесленника не только по его умениям, но и по количеству инструментов, которыми он обладал.
Литейщики в свою очередь «охотились» за новыми узорами и подготавливали клише, которые продавали ювелирам и другим мастерам.
Матрицы использовали при изготовлении мужских и женских украшений, парадной конской сбруи и популярных в то время воинской гарнитуры и поясов. Имитационные формы и штампы-матрицы позволили наполнить рынок дешевой продукцией. Местные ювелиры продолжали делать по заказу знати и высокохудожественные изделия из золота и серебра, но эти украшения не были массовыми.
Булгары носили перстни, браслеты, подвески, височные кольца, серьги. К XIII веку штампованные пластинчатые украшения почти вытеснили плетеные ажурные изделия.
В экспозиции «История булгарской цивилизации» представлена матрица в виде квадратной пластины с рельефным изображением четырехлепестковой розетки. Ее лепестки оформлены трилистниками, центр отмечен двумя окружностями. Такую матрицу использовали в технике тиснения.
Матрицу помещали на стол или специальную подставку, сверху накладывали тонкую металлическую пластину и стучали по ней специальным инструментом. После отбивки на обратной стороне получалось изображение. Так изготавливали бронзовые накладки, которыми украшали пояса, а также золотые нашивные бляшки на одежду.
Обнаруженные на территории исчезнувшей Волжской Булгарии матрицы прекрасно сохранились. На них можно увидеть искусно скомпонованные рисунки, составленные из кружочков, цветов, листьев, спиралей, волнообразных линий и ромбов. Чаще всего встречается мотив многолепесткового цветка, похожего на ромашку или на многолучевое солнце. Этот элемент булгары заимствовали у восточноазиатских народов, позже он стал основой татарского народного орнамента.
Кроме тиснения по матрице, мастера использовали и другой метод, который позволял производить дешевые украшения, — литье «навыплеск». Горячий металл заливали в форму и через некоторое время выливали, получая полые изделия.
Литейщики в свою очередь «охотились» за новыми узорами и подготавливали клише, которые продавали ювелирам и другим мастерам.
Матрицы использовали при изготовлении мужских и женских украшений, парадной конской сбруи и популярных в то время воинской гарнитуры и поясов. Имитационные формы и штампы-матрицы позволили наполнить рынок дешевой продукцией. Местные ювелиры продолжали делать по заказу знати и высокохудожественные изделия из золота и серебра, но эти украшения не были массовыми.
Булгары носили перстни, браслеты, подвески, височные кольца, серьги. К XIII веку штампованные пластинчатые украшения почти вытеснили плетеные ажурные изделия.
В экспозиции «История булгарской цивилизации» представлена матрица в виде квадратной пластины с рельефным изображением четырехлепестковой розетки. Ее лепестки оформлены трилистниками, центр отмечен двумя окружностями. Такую матрицу использовали в технике тиснения.
Матрицу помещали на стол или специальную подставку, сверху накладывали тонкую металлическую пластину и стучали по ней специальным инструментом. После отбивки на обратной стороне получалось изображение. Так изготавливали бронзовые накладки, которыми украшали пояса, а также золотые нашивные бляшки на одежду.
Обнаруженные на территории исчезнувшей Волжской Булгарии матрицы прекрасно сохранились. На них можно увидеть искусно скомпонованные рисунки, составленные из кружочков, цветов, листьев, спиралей, волнообразных линий и ромбов. Чаще всего встречается мотив многолепесткового цветка, похожего на ромашку или на многолучевое солнце. Этот элемент булгары заимствовали у восточноазиатских народов, позже он стал основой татарского народного орнамента.
Кроме тиснения по матрице, мастера использовали и другой метод, который позволял производить дешевые украшения, — литье «навыплеск». Горячий металл заливали в форму и через некоторое время выливали, получая полые изделия.