Маслобойка — это приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны путем механического воздействия на обрабатываемый продукт (сбивания). Обычно это высокий узкий деревянный сосуд со вставным дном и крышкой с отверстием для мутовки. Она использовалась для интенсивного перемешивания, размешивания и взбивания различных жидкостей и смесей. Мутовка может иметь различную конструкцию. Чаще всего она имеет форму лопатки, палочки с кружком, спиралью, рожком или крестовиной на конце. Само название «мутовка» произошло от слов «мутить», «взмучивать», «делать мутным», что означает перемешивать и избавляться от осадка в смеси.
Одно из самых ранних упоминаний о сбивании молока можно найти уже в Библии. В притче 30 стихе 33 написано: «Как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору». Наряду с другими домашними делами сбивание масла маслобойками главным образом было женским делом. В народе процесс сбивания масла всегда считался делом длительным и кропотливым.
Изделия из дерева всегда преобладали среди башкирской бытовой утвари. Глину башкирские мастера не использовали, так как гончарного ремесла они не знали. Металлическая утварь в башкирских жилищах служила только для приготовления пищи и металлическими предметами первой необходимости являлись чугунный котел и самовар. При выделке деревянной утвари башкирские мастера использовали как дерево, так и подсобные древесные материалы. Широко использовались кора, луб и береста. В речных долинах также производились изделия из гибкого ивняка, например, корзины. В северных областях среди ремесленников пользовался популярностью луб — внутренняя часть древесной коры.
Деревянные изделия широко использовались в повседневном быту. В кадках разного размера хранились мука, зерно, топленый жир, солонина и другие припасы. Масло, мед, сметану и сыпучие продукты перевозили в высоких и узких выдолбленных сосудах и лубяных ящиках. Во время поездок и путешествий еду складывали в лубяные мешки. Рыбаки несли свой улов в корзинах из лозы. На кухне использовались всевозможные деревянные блюда. В чанах и кадках замешивали тесто, мешали кумыс, консервировали молоко, собирали простоквашу.
Одно из самых ранних упоминаний о сбивании молока можно найти уже в Библии. В притче 30 стихе 33 написано: «Как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору». Наряду с другими домашними делами сбивание масла маслобойками главным образом было женским делом. В народе процесс сбивания масла всегда считался делом длительным и кропотливым.
Изделия из дерева всегда преобладали среди башкирской бытовой утвари. Глину башкирские мастера не использовали, так как гончарного ремесла они не знали. Металлическая утварь в башкирских жилищах служила только для приготовления пищи и металлическими предметами первой необходимости являлись чугунный котел и самовар. При выделке деревянной утвари башкирские мастера использовали как дерево, так и подсобные древесные материалы. Широко использовались кора, луб и береста. В речных долинах также производились изделия из гибкого ивняка, например, корзины. В северных областях среди ремесленников пользовался популярностью луб — внутренняя часть древесной коры.
Деревянные изделия широко использовались в повседневном быту. В кадках разного размера хранились мука, зерно, топленый жир, солонина и другие припасы. Масло, мед, сметану и сыпучие продукты перевозили в высоких и узких выдолбленных сосудах и лубяных ящиках. Во время поездок и путешествий еду складывали в лубяные мешки. Рыбаки несли свой улов в корзинах из лозы. На кухне использовались всевозможные деревянные блюда. В чанах и кадках замешивали тесто, мешали кумыс, консервировали молоко, собирали простоквашу.