В северных этнических религиях шаман — главный посредник между мирами людей и духов. С помощью ритуального боя в бубен, пения и танца он мог общаться с божествами, передавать им просьбы людей о помощи. Слово «шаман» буквально переводится как «знающий». Ненцы называют своих шаманов тадибей, от слова «тадебтесь» — заговорить, произнести заклинание, наколдовать. Шаманы сопровождали все ключевые ритуалы: жертвоприношения, праздники, обряды инициации, похороны.
Каждый элемент шаманского облачения был наделен особым сакральным смыслом, он усиливал связь шамана с невидимыми мирами. Самой важной деталью его костюма считался головной убор: за потерю маски-шапки тадибей должен был отвечать перед духами своей головой.
Головные уборы шаманов европейских тундр очень многообразны. Они зависели от статуса колдунов, их силы, умения обращаться к духам Подземного или Верхнего миров. Чаще других в описаниях встречается особая маска — сэвбабцьʼ, или венец. Это четырехугольный кусок материи с нашитыми пуговицами или бусинами-глазами. Крепился венец полосой сукна вокруг головы и двумя лентами крест-накрест на темени.
Украшения по периметру маски — белые полосы, прошитые жильными нитями подшейного волоса оленя. Они находятся не на внешней стороне маски, а на обороте — к лицу. Отличием этой маски считается также множество металлических привесок и пуговиц на бахроме. Это сообщает об особом статусе шамана, плюс перезвон металла издавна считался сакральным, чистым звуком, который отгоняет злых духов.
Маска выражает внутренний потенциал шамана, служит средством его единения с духовной сущностью. Надевая маску, шаман отрекается от своего обычного состояния и внешности, чтобы начать путешествие в другие миры. Его небесным конем или оленем служит бубен — в зависимости от ритма и тональности ударов он обращается к разным божествам.
Ненецкие шаманы имели простое и лаконичное облачение. Это могли быть рубаха и халат из замши, скромно украшенные полосками цветного сукна. Некоторые и вовсе надевали только головную повязку с маской. Скромность обрядового одеяния у некоторых народов — это позднее явление, которое связано с упадком и разложением шаманства.