Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Театральные легенды»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Маска Дзанни из театра итальянской комедии

Время создания
XVIII век
Размер
16x17x6,5 см
Техника
кожа
10
Открыть в приложении
#13
В Музее театрального и музыкального искусства хранится кожаная маска Дзанни — персонажа-слуги из комедии дель арте. Комедия дель арте — это вид итальянского уличного театра, в котором профессиональные актеры прибегали к импровизации и использовали маски. Возникнув в середине XVI века, этот вид театра был обращен к самой широкой публике — от простолюдина до государя. Труппы артистов путешествовали по всей Италии и Европе, а в XVIII веке итальянские актеры комедии дель арте были приглашены с гастролями в Россию.

По-настоящему модной в России комедия дель арте стала во время правления Анны Иоанновны. Выступления итальянских артистов были популярной забавой, и в московских и петербургских домах периодически устраивались «венецианские карнавалы» с участием забавных масок.

Кожаная маска была обязательным атрибутом комического актера, закрывающим его лицо. Со временем маской стали называть и самого персонажа. Актер, как правило, играл одну и ту же маску. Маска становилась образом актера, который он выбирал в начале карьеры и играл на протяжении всей своей жизни.

Все маски делились на две партии — комическую и серьезную. К комической партии относились маски слуг. Дзанни были душой карнавального веселья, их ловкие интриги продвигали сюжет спектакля. На представлениях комедии дель арте публика беспрерывно хохотала над проделками и шутками своих любимцев-слуг: Арлекина, Пьеро, Коломбины и Смеральдины.

В XIX веке комедия дель арте потеряла былую популярность, лишь некоторые принципы и традиции нашли свое продолжение в русском искусстве. Так, в XX веке театр итальянской комедии масок послужил моделью для синтетического театра Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова.

В 1914–1916 годах в Петрограде издавался журнал «Любовь к трем апельсинам». Название журнала отсылало к сказочной пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци, который использовал в своих работах принципы комедии дель арте. Журнал был посвящен вопросам театра, живописи, литературы и поэзии.

Главный редактор журнала Всеволод Мейерхольд скрывался в этом издании за псевдонимом Доктора Дапертутто — зловещего героя из произведения Гофмана. Обложку для журнала создал художник Александр Головин, с которым Мейерхольд сотрудничал при постановке спектаклей в Александринском и Мариинском театрах. А отделом поэзии заведовал Александр Блок.
#18
Борис Альмединген. Эскизы парика, грима и маски Арлекина к спектаклю «Лгун» по пьесе Карло Гольдони. 1940 год
#19
Маска Дзанни и книга со сценариями итальянской комедии дель арте
#20
Александр Головин. Обложка журнала «Любовь к трем апельсинам». 1915 год
#17
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Маска Дзанни из театра итальянской комедии

Время создания
XVIII век
Размер
16x17x6,5 см
Техника
кожа
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%