В Музее театрального и музыкального искусства хранится кожаная маска Дзанни — персонажа-слуги из комедии дель арте. Комедия дель арте — это вид итальянского уличного театра, в котором профессиональные актеры прибегали к импровизации и использовали маски. Возникнув в середине XVI века, этот вид театра был обращен к самой широкой публике — от простолюдина до государя. Труппы артистов путешествовали по всей Италии и Европе, а в XVIII веке итальянские актеры комедии дель арте были приглашены с гастролями в Россию.
По-настоящему модной в России комедия дель арте стала во время правления Анны Иоанновны. Выступления итальянских артистов были популярной забавой, и в московских и петербургских домах периодически устраивались «венецианские карнавалы» с участием забавных масок.
Кожаная маска была обязательным атрибутом комического актера, закрывающим его лицо. Со временем маской стали называть и самого персонажа. Актер, как правило, играл одну и ту же маску. Маска становилась образом актера, который он выбирал в начале карьеры и играл на протяжении всей своей жизни.
Все маски делились на две партии — комическую и серьезную. К комической партии относились маски слуг. Дзанни были душой карнавального веселья, их ловкие интриги продвигали сюжет спектакля. На представлениях комедии дель арте публика беспрерывно хохотала над проделками и шутками своих любимцев-слуг: Арлекина, Пьеро, Коломбины и Смеральдины.
В XIX веке комедия дель арте потеряла былую популярность, лишь некоторые принципы и традиции нашли свое продолжение в русском искусстве. Так, в XX веке театр итальянской комедии масок послужил моделью для синтетического театра Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова.
В 1914–1916 годах в Петрограде издавался журнал «Любовь к трем апельсинам». Название журнала отсылало к сказочной пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци, который использовал в своих работах принципы комедии дель арте. Журнал был посвящен вопросам театра, живописи, литературы и поэзии.
Главный редактор журнала Всеволод Мейерхольд скрывался в этом издании за псевдонимом Доктора Дапертутто — зловещего героя из произведения Гофмана. Обложку для журнала создал художник Александр Головин, с которым Мейерхольд сотрудничал при постановке спектаклей в Александринском и Мариинском театрах. А отделом поэзии заведовал Александр Блок.
По-настоящему модной в России комедия дель арте стала во время правления Анны Иоанновны. Выступления итальянских артистов были популярной забавой, и в московских и петербургских домах периодически устраивались «венецианские карнавалы» с участием забавных масок.
Кожаная маска была обязательным атрибутом комического актера, закрывающим его лицо. Со временем маской стали называть и самого персонажа. Актер, как правило, играл одну и ту же маску. Маска становилась образом актера, который он выбирал в начале карьеры и играл на протяжении всей своей жизни.
Все маски делились на две партии — комическую и серьезную. К комической партии относились маски слуг. Дзанни были душой карнавального веселья, их ловкие интриги продвигали сюжет спектакля. На представлениях комедии дель арте публика беспрерывно хохотала над проделками и шутками своих любимцев-слуг: Арлекина, Пьеро, Коломбины и Смеральдины.
В XIX веке комедия дель арте потеряла былую популярность, лишь некоторые принципы и традиции нашли свое продолжение в русском искусстве. Так, в XX веке театр итальянской комедии масок послужил моделью для синтетического театра Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова.
В 1914–1916 годах в Петрограде издавался журнал «Любовь к трем апельсинам». Название журнала отсылало к сказочной пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци, который использовал в своих работах принципы комедии дель арте. Журнал был посвящен вопросам театра, живописи, литературы и поэзии.
Главный редактор журнала Всеволод Мейерхольд скрывался в этом издании за псевдонимом Доктора Дапертутто — зловещего героя из произведения Гофмана. Обложку для журнала создал художник Александр Головин, с которым Мейерхольд сотрудничал при постановке спектаклей в Александринском и Мариинском театрах. А отделом поэзии заведовал Александр Блок.