Как мужской, так и женский народные марийские костюмы состояли из рубахи, кафтана, брюк, пояса с декоративными подвесками, головного убора, кожаной обуви или лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Нательная рубаха, тувыр или тыгыр, имела туникообразный покрой: холщовое полотнище, согнутое пополам, образовывало переднюю и заднюю части рубахи, а рукава были пришиты к ней под прямым углом. Женский костюм часто дополняли украшения для шеи, груди и поясницы, серьги, кольца и браслеты. Свой традиционный костюм марийцы шили сами из домашнего холста.
Женский народный марийский костюм отличался изысканностью и разнообразием. Рубашка имела широкий подол, вшитые тканые узоры, оборки, ленты. Важной частью марийского женского костюма были пояса, фартуки и поясные украшения. Пояса делились на два вида — повседневные и праздничные. Фартуки были неотъемлемой частью женского костюма. Они могли накрывать рубаху по грудь или по пояс, часто украшались парадной вышивкой, тесьмой и кружевом. В женском марийском костюме, представленном в музее, особенное внимание обращает на себя яркий и пестрый фартук с эффектными контрастными узорами.
Среди марийцев также были распространены головные уборы, которые указывали на возраст и социальный статус владельца. Представленный в экспозиции головной убор называется шарпан — это головное покрывало, которое носили замужние марийки. Шарпан имеет прямые аналогии с головными уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, у которых, по-видимому, он и был заимствован. Поверх первого головного убора иногда надевали треугольный платок, а на него — четырехугольный. Зимой марийки носили теплые платки-шали, сплетенные из шерстяных нитей.
Традиционный марийский костюм богато украшался оригинальной вышивкой, а также вставками из кумача и тесьмы. Вышивка на рубашках располагалась на воротнике, груди, спине, манжетах рукавов и на подоле. Вышивка служила оберегом, марийцы верили, что она защищала людей от болезней и сглаза. Орнамент одежды также отражал половые, возрастные и социальные признаки. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитями различных оттенков от темно-красного до коричневого.
Женский народный марийский костюм отличался изысканностью и разнообразием. Рубашка имела широкий подол, вшитые тканые узоры, оборки, ленты. Важной частью марийского женского костюма были пояса, фартуки и поясные украшения. Пояса делились на два вида — повседневные и праздничные. Фартуки были неотъемлемой частью женского костюма. Они могли накрывать рубаху по грудь или по пояс, часто украшались парадной вышивкой, тесьмой и кружевом. В женском марийском костюме, представленном в музее, особенное внимание обращает на себя яркий и пестрый фартук с эффектными контрастными узорами.
Среди марийцев также были распространены головные уборы, которые указывали на возраст и социальный статус владельца. Представленный в экспозиции головной убор называется шарпан — это головное покрывало, которое носили замужние марийки. Шарпан имеет прямые аналогии с головными уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, у которых, по-видимому, он и был заимствован. Поверх первого головного убора иногда надевали треугольный платок, а на него — четырехугольный. Зимой марийки носили теплые платки-шали, сплетенные из шерстяных нитей.
Традиционный марийский костюм богато украшался оригинальной вышивкой, а также вставками из кумача и тесьмы. Вышивка на рубашках располагалась на воротнике, груди, спине, манжетах рукавов и на подоле. Вышивка служила оберегом, марийцы верили, что она защищала людей от болезней и сглаза. Орнамент одежды также отражал половые, возрастные и социальные признаки. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитями различных оттенков от темно-красного до коричневого.