Традиционный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает изменяться и сегодня. Его отделка отличается многообразием художественных решений и богатством используемых материалов. Основу традиционного башкирского женского наряда составляет украшенное вышивкой платье кулдэк с оборками. Поверх него часто надевали фартук. В собрании музея представлен черный фартук с подолом, оформленным растительным орнаментом: украшение подола является башкирской традицией. Также на подоле и вокруг нагрудного выреза платья могли нашивать декоративные ленты. Помимо этого иногда орнаментировались концы рукавов и ворот, а воротник платья нередко выкраивался из ткани контрастного цвета.
Поверх выреза башкирские женщины надевали нагрудники — селтэр, яга или хакал. В народе верили, что они обладали защитой от влияния злых духов. В зависимости от региона форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной. В экспозиции Зала этнографии находится длинный нарядный нагрудник, богато отделанный серебряными монетами. Поверх платья надевали расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян — костюм с рукавами на подкладке. Его могли украшать аппликациями и позументом, а позднее в моду вошли декоративные наплечники — эполеты. Эффектные колористические решения такой одежде придавали полосы зеленого, красного, синего сукна.
В целом, для башкирской одежды характерны обильные орнаменты. Обычно плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами располагался на темном — черном, темно-синем, фиолетовом — сатине. Чаще всего его вышивали тамбурным швом — цепочкой петель, которые входили одна в другую. Распространенными орнаментальными мотивами в вышивке являлись также солнце и звезды — они часто встречаются на башкирских халатах. Солнце изображалось концентрическими кругами с разноцветными лучами, а в его середине нашивали кружок из цветного сукна или перламутровую пуговицу. Иногда солнце изображалось коралловыми нитями.
Из кораллов и монет на башкирских одеждах выкладывали орнаменты в форме треугольников и ромбов. Также в шитье в декоративных целях применялись белые и стеклянные бусины, слюдяные блестки, разноцветные кисточки, ракушки, цветные пуговицы и даже минерал сердолик. Чтобы делать заплаты в верхней части спины и на талии, использовалась бахромчатая тесьма.
Поверх выреза башкирские женщины надевали нагрудники — селтэр, яга или хакал. В народе верили, что они обладали защитой от влияния злых духов. В зависимости от региона форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной. В экспозиции Зала этнографии находится длинный нарядный нагрудник, богато отделанный серебряными монетами. Поверх платья надевали расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян — костюм с рукавами на подкладке. Его могли украшать аппликациями и позументом, а позднее в моду вошли декоративные наплечники — эполеты. Эффектные колористические решения такой одежде придавали полосы зеленого, красного, синего сукна.
В целом, для башкирской одежды характерны обильные орнаменты. Обычно плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами располагался на темном — черном, темно-синем, фиолетовом — сатине. Чаще всего его вышивали тамбурным швом — цепочкой петель, которые входили одна в другую. Распространенными орнаментальными мотивами в вышивке являлись также солнце и звезды — они часто встречаются на башкирских халатах. Солнце изображалось концентрическими кругами с разноцветными лучами, а в его середине нашивали кружок из цветного сукна или перламутровую пуговицу. Иногда солнце изображалось коралловыми нитями.
Из кораллов и монет на башкирских одеждах выкладывали орнаменты в форме треугольников и ромбов. Также в шитье в декоративных целях применялись белые и стеклянные бусины, слюдяные блестки, разноцветные кисточки, ракушки, цветные пуговицы и даже минерал сердолик. Чтобы делать заплаты в верхней части спины и на талии, использовалась бахромчатая тесьма.