Манекен шамана изготовили специально для Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Он стал центральной фигурой композиции, которая воссоздает сцену камлания — общения с духами — над больной старухой.
Шаманизм был распространен среди хакасов до середины XIX века. Будущие шаманы проходили специальное обучение в уединенных горных местах, которые считались священными. На целых три месяца старый опытный знахарь становился пастаан паба — наставником для молодых учеников. В конце своего обучения шаманы (камы) должны были предстать перед Адам-ханом — мифическим главой всех жрецов. Считалось, что Адам-хан наделяет каждого кама необходимым количеством служебных духов.
Шаман из музейной коллекции одет в специальную одежду, в которой совершали камлания: куртку, шапку и сапоги. Верхняя одежда могла быть двух видов. Куртки прямого кроя изготавливали из шкуры косули, а куртки, напоминающие кимоно, — из черного сукна. Сверху на них нашивали длинные полоски из красной ткани и бубенцы разного размера, а подол украшали бахромой. Куртка шамана символизирует птицу, поэтому часто к ней прикрепляли еще и крылья хищной птицы или высушенные птичьи ноги.
Шапки шили из красного или коричневого сукна. Переднюю часть украшали узорами из раковин каури и редкой матерчатой бахромой, которая закрывала лицо шамана, а нижний край окаймляли черной тесьмой.
Шаманов делили на три категории. У шаманов высшей категории — пугдуров — было до девяти бубнов, особый костюм и самое большое количество духов. Считалось, что во время камланий их духи могли достигать Северного Ледовитого океана или даже Средиземного моря. Пугдуры предотвращали эпидемии скота, руководили горными жертвоприношениями и лечили женщин от бесплодия. По поверьям, жизненную силу для этого — хут — они получали от самой богини плодородия Умай.
Шаманов средней категории называли пулгосы. У них был всего один бубен, простой шаманский наряд, а их духи достигали только соседних районов Хакасии. Низшая категория — чаланчики — владели гипнозом, лечили от сглаза и испуга. Они не имели ни костюма, ни бубна.
Хакасы верили, что только у шаманов есть особая душа — мыгыра. Она прячется внутри родового дерева, поэтому существовала традиция вешать на него одежду жреца на сороковой день после его смерти. Считалось, что такой обряд спасает духов, которые за ним закреплены: так они могут привязаться к одежде другого шамана и не погибнуть.
Шаманизм был распространен среди хакасов до середины XIX века. Будущие шаманы проходили специальное обучение в уединенных горных местах, которые считались священными. На целых три месяца старый опытный знахарь становился пастаан паба — наставником для молодых учеников. В конце своего обучения шаманы (камы) должны были предстать перед Адам-ханом — мифическим главой всех жрецов. Считалось, что Адам-хан наделяет каждого кама необходимым количеством служебных духов.
Шаман из музейной коллекции одет в специальную одежду, в которой совершали камлания: куртку, шапку и сапоги. Верхняя одежда могла быть двух видов. Куртки прямого кроя изготавливали из шкуры косули, а куртки, напоминающие кимоно, — из черного сукна. Сверху на них нашивали длинные полоски из красной ткани и бубенцы разного размера, а подол украшали бахромой. Куртка шамана символизирует птицу, поэтому часто к ней прикрепляли еще и крылья хищной птицы или высушенные птичьи ноги.
Шапки шили из красного или коричневого сукна. Переднюю часть украшали узорами из раковин каури и редкой матерчатой бахромой, которая закрывала лицо шамана, а нижний край окаймляли черной тесьмой.
Шаманов делили на три категории. У шаманов высшей категории — пугдуров — было до девяти бубнов, особый костюм и самое большое количество духов. Считалось, что во время камланий их духи могли достигать Северного Ледовитого океана или даже Средиземного моря. Пугдуры предотвращали эпидемии скота, руководили горными жертвоприношениями и лечили женщин от бесплодия. По поверьям, жизненную силу для этого — хут — они получали от самой богини плодородия Умай.
Шаманов средней категории называли пулгосы. У них был всего один бубен, простой шаманский наряд, а их духи достигали только соседних районов Хакасии. Низшая категория — чаланчики — владели гипнозом, лечили от сглаза и испуга. Они не имели ни костюма, ни бубна.
Хакасы верили, что только у шаманов есть особая душа — мыгыра. Она прячется внутри родового дерева, поэтому существовала традиция вешать на него одежду жреца на сороковой день после его смерти. Считалось, что такой обряд спасает духов, которые за ним закреплены: так они могут привязаться к одежде другого шамана и не погибнуть.