Струнный щипковый инструмент мандолина появился в Италии в XVI веке, и первое время его использовали для исполнения популярных танцев и песен. Однако уже в следующем столетии этот вид лютни все чаще включали в состав оркестров, выступающих с духовными и светскими кантатами, операми, ораториями.
В XVIII веке искусство игры на этом музыкальном инструменте переживало расцвет. Мандолина получила известность в соседних с Италией странах и стала одним из излюбленных инструментов камерного музицирования.
Особенно популярной она стала в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились итальянские виртуозы. Произведения для мандолины создавали известные композиторы Антонио Вивальди, Джованни Перголези, позже Людвиг ван Бетховен и Иоганн Гуммель. Мандолина звучала в оратории Георга Фридриха Генделя «Александр Балус», в «Севильском цирюльнике» Джованни Паизиелло и «Дон Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта.
Существовало несколько типов мандолин, различавшихся по числу струн, строю, форме корпуса и длине грифа. Наиболее популярной стала неаполитанская. Она отличалась выпуклым корпусом, склеенным из отдельных сегментов, овальной декой с поперечным изломом, короткой шейкой с врезными металлическими ладами и плоской головкой с механическими колками.
Строй у неаполитанской мандолины квинтовый, как у скрипки. Четыре парные струны настраиваются в унисон. Звук у инструмента серебристый, яркий и звонкий, но быстро затухающий. Прием тремоло, то есть многократное повторение одной ноты, позволял его продлить.
Играют на мандолине при помощи плектра — медиатора. Раньше его изготавливали из черепашьего панциря. Из этого же материала делалась накладка, которая защищала деку от ударов плектра.
Неаполитанская мандолина из фондов музея изготовлена представителем семьи выдающихся итальянских мастеров. Об этом свидетельствует печатный этикет: «Януариус Гальяно, сын Алессандро, Неаполь, 1765». Резонаторное отверстие инструмента обрамляет орнамент из перламутра, этим материалом оформлена и верхняя дека под струнодержателем, гриф покрыт костью разного цвета.
В XVIII веке искусство игры на этом музыкальном инструменте переживало расцвет. Мандолина получила известность в соседних с Италией странах и стала одним из излюбленных инструментов камерного музицирования.
Особенно популярной она стала в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились итальянские виртуозы. Произведения для мандолины создавали известные композиторы Антонио Вивальди, Джованни Перголези, позже Людвиг ван Бетховен и Иоганн Гуммель. Мандолина звучала в оратории Георга Фридриха Генделя «Александр Балус», в «Севильском цирюльнике» Джованни Паизиелло и «Дон Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта.
Существовало несколько типов мандолин, различавшихся по числу струн, строю, форме корпуса и длине грифа. Наиболее популярной стала неаполитанская. Она отличалась выпуклым корпусом, склеенным из отдельных сегментов, овальной декой с поперечным изломом, короткой шейкой с врезными металлическими ладами и плоской головкой с механическими колками.
Строй у неаполитанской мандолины квинтовый, как у скрипки. Четыре парные струны настраиваются в унисон. Звук у инструмента серебристый, яркий и звонкий, но быстро затухающий. Прием тремоло, то есть многократное повторение одной ноты, позволял его продлить.
Играют на мандолине при помощи плектра — медиатора. Раньше его изготавливали из черепашьего панциря. Из этого же материала делалась накладка, которая защищала деку от ударов плектра.
Неаполитанская мандолина из фондов музея изготовлена представителем семьи выдающихся итальянских мастеров. Об этом свидетельствует печатный этикет: «Януариус Гальяно, сын Алессандро, Неаполь, 1765». Резонаторное отверстие инструмента обрамляет орнамент из перламутра, этим материалом оформлена и верхняя дека под струнодержателем, гриф покрыт костью разного цвета.