Многострунный щипковый инструмент бандура — украинский по своему происхождению. Его предшественником была кобза, лютнеподобный инструмент. Под аккомпанемент бандуры исполнители распевали думы, исторические и бытовые песни.
В прошлом бандуристы своим исполнением поднимали народ на борьбу с врагами. Название инструмента в конце XVII — первой четверти XVIII века было заимствовано от польского термина bandura, который в свою очередь произошел от греческого «пандура» — также вид лютни.
Для бандуры характерен большой резонаторный корпус, который вместе с короткой шейкой без ладов выдалбливается из цельного куска древесины. Струны используют двух видов: длинные басовые, проходящие вдоль шейки, и короткие дискантовые «приструнки» — они натянуты веером справа над декой.
Внизу корпуса струны крепятся к планке-струнодержателю и проходят через подставку. Звуки бандуры мягкие, приглушенные. При игре используются только открытые струны, поэтому ее звукоряд и диапазон находятся в прямой зависимости от количества струн. К основным типам бандур относят черниговскую (киевскую) и львовскую (харьковскую).
Музейный инструмент имеет 8 басовых струн и 16 приструнков. Головка сделана в форме головы старика. На тыльной стороне корпуса вырезана надпись. Из нее следует, что бандура принадлежала известному кобзарю Михаилу Степановичу Кравченко (1858–1918). В 15 лет он потерял зрение, а в 17 начал учиться игре у миргородского исполнителя Самуила Харитоновича Яшного, затем у бандуриста-виртуоза Фёдора Фёдоровича Гриценко-Холодного.
Михаил Кравченко не только пел старинные украинские думы, невольнические плачи, псалмы и народные песни, но и создавал собственные. Известностью пользовались его думы «О сорочинских событиях 1905 года» и «Черное воскресенье в Сорочинцах», в которых рассказывалось о жестоком подавлении крестьянского восстания в селе Великие Сорочинцы.
Кравченко выступал во многих городах Российской империи: Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе. В 1911 году в Киеве он участвовал в концерте, посвященном памяти Тараса Григорьевича Шевченко.
В прошлом бандуристы своим исполнением поднимали народ на борьбу с врагами. Название инструмента в конце XVII — первой четверти XVIII века было заимствовано от польского термина bandura, который в свою очередь произошел от греческого «пандура» — также вид лютни.
Для бандуры характерен большой резонаторный корпус, который вместе с короткой шейкой без ладов выдалбливается из цельного куска древесины. Струны используют двух видов: длинные басовые, проходящие вдоль шейки, и короткие дискантовые «приструнки» — они натянуты веером справа над декой.
Внизу корпуса струны крепятся к планке-струнодержателю и проходят через подставку. Звуки бандуры мягкие, приглушенные. При игре используются только открытые струны, поэтому ее звукоряд и диапазон находятся в прямой зависимости от количества струн. К основным типам бандур относят черниговскую (киевскую) и львовскую (харьковскую).
Музейный инструмент имеет 8 басовых струн и 16 приструнков. Головка сделана в форме головы старика. На тыльной стороне корпуса вырезана надпись. Из нее следует, что бандура принадлежала известному кобзарю Михаилу Степановичу Кравченко (1858–1918). В 15 лет он потерял зрение, а в 17 начал учиться игре у миргородского исполнителя Самуила Харитоновича Яшного, затем у бандуриста-виртуоза Фёдора Фёдоровича Гриценко-Холодного.
Михаил Кравченко не только пел старинные украинские думы, невольнические плачи, псалмы и народные песни, но и создавал собственные. Известностью пользовались его думы «О сорочинских событиях 1905 года» и «Черное воскресенье в Сорочинцах», в которых рассказывалось о жестоком подавлении крестьянского восстания в селе Великие Сорочинцы.
Кравченко выступал во многих городах Российской империи: Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе. В 1911 году в Киеве он участвовал в концерте, посвященном памяти Тараса Григорьевича Шевченко.