В экспозиции представлены две миниатюрные старинные куколки. Туловища фигурок девочки и мальчика тряпичные, а головы, руки и ноги изготовлены из тонированного фарфора.
До того как попасть в музей, игрушки хранились в семье священника Василия Орлова, который жил в селе Степанькове Меленковского района. Куклы принадлежали его жене Александре: она играла ими в детстве, а затем передала дочерям.
После революции 1917 года семье священника приходилось тяжело. В 1936 году умерла его супруга, а через год самого Орлова репрессировали и расстреляли. Пятеро детей подверглись гонениям, но одной из дочерей — Нине Орловой — удалось сохранить некоторые памятные вещи, в том числе и этих кукол.
Первых фарфоровых кукол в Европе стали изготавливать на посудных заводах в 1830-е годы. Считалось, что изначально они появились в Китае, на родине фарфора. Поэтому кукол, сделанных на европейских мануфактурах, стали называть «китайскими» или «нанкинскими» — по названию города Нанкин, бывшей столицы Китая.
Ручки, ножки, а также головы кукол, неподвижно соединенные с плечами, вначале делали из глазурованного китайского, а позднее из матового — всегда белого, нетонированного и неглазурованного фарфора. Он получил название «бисквитный», или «бисквит». Иногда кукол изготавливали и из фарфора более низкого качества с шероховатой поверхностью.
Производство фарфоровых кукол в России появилось на рубеже XIX–XX веков. Их изготавливали на заводах Адама Шраера и Якоба Фингергута, Сергея (по другим данным — Семена) Дунаева и других предпринимателей. В небольшом количестве «китайских» кукол изготавливали на заводах «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова». Изначально фарфоровые части для фигурок заказывали из европейских стран, например из Германии, но позже в России появилось и собственное производство фарфора. Часть таких изделий шла на экспорт.
Почти все «китайские» куклы прошлых веков — и российские, и зарубежные — не имели маркировки. Поэтому однозначный вывод о месте производства куколок из коллекции музея сделать невозможно. Однако исследователи предполагают, что их изготовили в России в конце XIX — начале ХХ века.
До того как попасть в музей, игрушки хранились в семье священника Василия Орлова, который жил в селе Степанькове Меленковского района. Куклы принадлежали его жене Александре: она играла ими в детстве, а затем передала дочерям.
После революции 1917 года семье священника приходилось тяжело. В 1936 году умерла его супруга, а через год самого Орлова репрессировали и расстреляли. Пятеро детей подверглись гонениям, но одной из дочерей — Нине Орловой — удалось сохранить некоторые памятные вещи, в том числе и этих кукол.
Первых фарфоровых кукол в Европе стали изготавливать на посудных заводах в 1830-е годы. Считалось, что изначально они появились в Китае, на родине фарфора. Поэтому кукол, сделанных на европейских мануфактурах, стали называть «китайскими» или «нанкинскими» — по названию города Нанкин, бывшей столицы Китая.
Ручки, ножки, а также головы кукол, неподвижно соединенные с плечами, вначале делали из глазурованного китайского, а позднее из матового — всегда белого, нетонированного и неглазурованного фарфора. Он получил название «бисквитный», или «бисквит». Иногда кукол изготавливали и из фарфора более низкого качества с шероховатой поверхностью.
Производство фарфоровых кукол в России появилось на рубеже XIX–XX веков. Их изготавливали на заводах Адама Шраера и Якоба Фингергута, Сергея (по другим данным — Семена) Дунаева и других предпринимателей. В небольшом количестве «китайских» кукол изготавливали на заводах «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Кузнецова». Изначально фарфоровые части для фигурок заказывали из европейских стран, например из Германии, но позже в России появилось и собственное производство фарфора. Часть таких изделий шла на экспорт.
Почти все «китайские» куклы прошлых веков — и российские, и зарубежные — не имели маркировки. Поэтому однозначный вывод о месте производства куколок из коллекции музея сделать невозможно. Однако исследователи предполагают, что их изготовили в России в конце XIX — начале ХХ века.