Муромский живописец Иван Патырмин писал иконы и картины религиозного содержания. В числе его работ было и полотно на церковно-историческую тему «Крещение муромского народа святым князем Константином». Оно представлено в экспозиции музея.
Обычно для создания картин Патырмин использовал гравюры немецкого художника-романтика Юлиуса Карольсфельда. Однако в этой работе он ориентировался на художественные образцы, представленные в родном городе. Мастер вдохновился иконой «Святые князья Константин, Михаил и Федор с житием», которую вместе с сыном Петром создал муромский изограф Александр Казанцев в 1714 году. На ее клеймах — небольших прямоугольных изображениях по краям — мастер разместил сюжеты важного исторического события для церковного Мурома: крещение местных язычников. Как и картина Патырмина, эта икона хранится в коллекции музея. Ранее иконописное изображение святых князей находилось на восточной стене паперти Благовещенского собора мужского монастыря.
Из 87 сюжетов Патырмин выбрал те, на которых Казанцев запечатлел сцены крещения в реке Оке — клейма 43–46. Живописец не использовал их прямо, а художественно переработал.
В картине соединяются канонические иконописные приемы иконы и принципы, которые использовали в живописи и гравюре западноевропейские художники. Например, статичную толпу народа и воинов на берегу Оки Патырмин показал как «неисчислимое множество»: люди стоят друг за другом, толпа доходит до заднего плана картины, дальние лица и головы мастер изобразил схематично. На переднем плане находятся те, кто принимает крещение в реке. Патырмин показал их в динамичных позах, а движение реки передал с помощью контрастов света и тени.
Автор тщательно прописал архитектурные строения, а также одеяния княжеской семьи и священников. Однако орнаменты и детали облачений епископа, пресвитеров и диаконов соответствуют не далекой эпохе, а последней трети XIX века, то есть времени создания картины. К этому же периоду на холсте Патырмина относятся религиозные знамена — хоругви, а также икона Богоматери Муромской. А вместо пустынного берега и лесистого холма, какими они были в давние времена, иконописец прописал каменный храм и строения вокруг него — условный Муром.
Кроме влияния иконы Казанцева 1714 года, в работе Патырмина просматривается перекличка с другой его иконой «Собор муромских святых».
Обычно для создания картин Патырмин использовал гравюры немецкого художника-романтика Юлиуса Карольсфельда. Однако в этой работе он ориентировался на художественные образцы, представленные в родном городе. Мастер вдохновился иконой «Святые князья Константин, Михаил и Федор с житием», которую вместе с сыном Петром создал муромский изограф Александр Казанцев в 1714 году. На ее клеймах — небольших прямоугольных изображениях по краям — мастер разместил сюжеты важного исторического события для церковного Мурома: крещение местных язычников. Как и картина Патырмина, эта икона хранится в коллекции музея. Ранее иконописное изображение святых князей находилось на восточной стене паперти Благовещенского собора мужского монастыря.
Из 87 сюжетов Патырмин выбрал те, на которых Казанцев запечатлел сцены крещения в реке Оке — клейма 43–46. Живописец не использовал их прямо, а художественно переработал.
В картине соединяются канонические иконописные приемы иконы и принципы, которые использовали в живописи и гравюре западноевропейские художники. Например, статичную толпу народа и воинов на берегу Оки Патырмин показал как «неисчислимое множество»: люди стоят друг за другом, толпа доходит до заднего плана картины, дальние лица и головы мастер изобразил схематично. На переднем плане находятся те, кто принимает крещение в реке. Патырмин показал их в динамичных позах, а движение реки передал с помощью контрастов света и тени.
Автор тщательно прописал архитектурные строения, а также одеяния княжеской семьи и священников. Однако орнаменты и детали облачений епископа, пресвитеров и диаконов соответствуют не далекой эпохе, а последней трети XIX века, то есть времени создания картины. К этому же периоду на холсте Патырмина относятся религиозные знамена — хоругви, а также икона Богоматери Муромской. А вместо пустынного берега и лесистого холма, какими они были в давние времена, иконописец прописал каменный храм и строения вокруг него — условный Муром.
Кроме влияния иконы Казанцева 1714 года, в работе Патырмина просматривается перекличка с другой его иконой «Собор муромских святых».