Ракета-носитель «Зенит» — первый отечественный носитель, созданный как транспортная космическая система, которая выводит на орбиту автоматические и пилотируемые космические аппараты. Разрабатывать ее начали в 1970-е годы, когда возникла необходимость в ракетах, способных выводить в космос тяжелые спутники. Новый ракетный носитель создали в декабре 1974 года в конструкторском бюро «Южное». Главный конструктор ракеты — академик Владимир Уткин. Свой первый спутник «Зенит» вывел на орбиту в октябре 1985 года.
Трехкамерный ракетный двигатель первой ступени РД-124 и однокамерный двигатель РД-125 второй ступени работали на керосине и кислороде вместо токсичных компонентов. Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным.
Позднее были созданы модификации ракеты «Зенит», которые позволяли выводить космические аппараты на ближние, солнечно-синхронные и полярные орбиты, а также на дальние геостационарные орбиты. В начале 1990-х «Зенит» оказался разорван между теперь независимыми странами: 70%, включая двигатели, делала Россия, остальное — Украина.
Второй шанс «Зениту» дала идея плавучего космодрома «Морской старт». Программа «Морской старт» — это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования в Тихом океане. «Зенит» прекрасно подходил для плавучего космодрома, главным образом благодаря полностью автоматическому старту — можно было перед пуском убрать всех людей. А пуск из экваториальной области почти в два раза увеличивал массу полезного груза, который могла вывести ракета.
Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия, Украина, Норвегия, которая создавала пусковую платформу и корабль управления и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Однако проекту не дали развиваться экономические проблемы. Платформу перебазировали на Дальний Восток, и проект пока заморожен на неопределённый срок.
С 2004 года также начал развивался проект «Наземный старт» — запуск ракет семейства «Зенит» со стартовой площадки космодрома «Байконур». Носитель в этом проекте имел тот же технический облик, что и ракета для проекта «Морской старт». Первый запуск прошел в 2008 году, но и этот проект пока приостановлен.
Трехкамерный ракетный двигатель первой ступени РД-124 и однокамерный двигатель РД-125 второй ступени работали на керосине и кислороде вместо токсичных компонентов. Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным.
Позднее были созданы модификации ракеты «Зенит», которые позволяли выводить космические аппараты на ближние, солнечно-синхронные и полярные орбиты, а также на дальние геостационарные орбиты. В начале 1990-х «Зенит» оказался разорван между теперь независимыми странами: 70%, включая двигатели, делала Россия, остальное — Украина.
Второй шанс «Зениту» дала идея плавучего космодрома «Морской старт». Программа «Морской старт» — это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования в Тихом океане. «Зенит» прекрасно подходил для плавучего космодрома, главным образом благодаря полностью автоматическому старту — можно было перед пуском убрать всех людей. А пуск из экваториальной области почти в два раза увеличивал массу полезного груза, который могла вывести ракета.
Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия, Украина, Норвегия, которая создавала пусковую платформу и корабль управления и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Однако проекту не дали развиваться экономические проблемы. Платформу перебазировали на Дальний Восток, и проект пока заморожен на неопределённый срок.
С 2004 года также начал развивался проект «Наземный старт» — запуск ракет семейства «Зенит» со стартовой площадки космодрома «Байконур». Носитель в этом проекте имел тот же технический облик, что и ракета для проекта «Морской старт». Первый запуск прошел в 2008 году, но и этот проект пока приостановлен.