Одним из главных празднеств, устраиваемых коренными народами Сахалина был так называемый медвежий праздник. По представлениям коренных жителей острова, медведи являлись жителями гор, играли большую роль во взаимоотношениях человека с потусторонним миром — миром духов.
Макет «Праздник медведя у сахалинских айнов», изготовленный из хлебного мякиша, поступил в фонды Сахалинского музея в 1965 году из Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток), привезен сотрудником музея В.В. Вязовской.
Краткие сведения о макете опубликованы в «Каталоге Музея Общества изучения Амурского края», составлены Василием Ефимовичем Глуздовским: «Художественно сделанная одним ссыльным лепная модель медвежьего праздника „камуй“, на Сахалине». Сохранилось примечание, что макет был подарен музею в 1907 году капитаном Феклиным.
Данный макет изображает кульминационный момент медвежьего праздника — убиение медведя.
Центром композиции следует считать фигурку медведя, которая находится в небольшом удалении от середины площадки. Медведь, лежащий на земле, привязан к столбу, а его туловище перетянуто тремя петлями, которые соединяет веревка. В боку у него вонзенная стрела с раздвоенным оперением. Столб имеет вилообразную форму с двумя различными по длине верхушками-остриями, к которым привязаны инау.
Медведя удерживают веревками трое мужчин ― айнов. Рядом стоит старик, его слегка сгорбленная фигура опирается на палку. Слева от фигурки старика еще один столб, на верхушке которого висит задушенная собака. Если из-за неточных попаданий процесс убиения медведя затягивался, его хозяин сердился и брал от стрелявшего штраф в виде собаки, которую тут же душили с целью умилостивить медведя. На макете помещена фигурка ещё живого медведя с вонзенной стрелой, значит штраф с лучника уже был взят.
Эти и другие признаки медвежьего праздника, переданные с большой точностью на небольшом пространстве доски, мог изобразить человек, который, вероятно, неоднократно наблюдал за ходом праздника или пользовался его описанием.
С 1985 года в течение 5 лет проводилась реставрация макета сотрудником музея Тамарой Викторовной Пенской. В результате реставрации были сохранены авторские детали, удалены загрязнения и более поздние вмешательства, а также следы повреждений личинками хлебного точильщика.
Макет «Праздник медведя у сахалинских айнов», изготовленный из хлебного мякиша, поступил в фонды Сахалинского музея в 1965 году из Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток), привезен сотрудником музея В.В. Вязовской.
Краткие сведения о макете опубликованы в «Каталоге Музея Общества изучения Амурского края», составлены Василием Ефимовичем Глуздовским: «Художественно сделанная одним ссыльным лепная модель медвежьего праздника „камуй“, на Сахалине». Сохранилось примечание, что макет был подарен музею в 1907 году капитаном Феклиным.
Данный макет изображает кульминационный момент медвежьего праздника — убиение медведя.
Скульптурная композиция расположена на выпуклой горизонтальной доске с закругленными углами, она состоит из 19 фигурок людей, фигурки медведя, привязанного к столбу, сруба, где держали медведя, лиственниц, между которыми привязаны циновки, жилища, нарты с грузом и перекладины с собаками. Размер фигурок от 6 до 8 см, но все детали макета расположены так, что хорошо просматриваются со всех точек при круговом обзоре.
Центром композиции следует считать фигурку медведя, которая находится в небольшом удалении от середины площадки. Медведь, лежащий на земле, привязан к столбу, а его туловище перетянуто тремя петлями, которые соединяет веревка. В боку у него вонзенная стрела с раздвоенным оперением. Столб имеет вилообразную форму с двумя различными по длине верхушками-остриями, к которым привязаны инау.
Медведя удерживают веревками трое мужчин ― айнов. Рядом стоит старик, его слегка сгорбленная фигура опирается на палку. Слева от фигурки старика еще один столб, на верхушке которого висит задушенная собака. Если из-за неточных попаданий процесс убиения медведя затягивался, его хозяин сердился и брал от стрелявшего штраф в виде собаки, которую тут же душили с целью умилостивить медведя. На макете помещена фигурка ещё живого медведя с вонзенной стрелой, значит штраф с лучника уже был взят.
Эти и другие признаки медвежьего праздника, переданные с большой точностью на небольшом пространстве доски, мог изобразить человек, который, вероятно, неоднократно наблюдал за ходом праздника или пользовался его описанием.
С 1985 года в течение 5 лет проводилась реставрация макета сотрудником музея Тамарой Викторовной Пенской. В результате реставрации были сохранены авторские детали, удалены загрязнения и более поздние вмешательства, а также следы повреждений личинками хлебного точильщика.